Приветствую Вас, друзья, на канале "Кошка с книжкой". Сегодня мне хотелось бы поговорить о книгах, которые не увлекают сюжетом, а заставляют думать. До сути таких книг нужно продираться, а не идти легкой дорогой. Как правило, такие книги вызывают отторжение у большинства читателей и становятся уделом узкого круга интеллектуалов, которые этим безмерно гордятся. Примеры тому можно найти в комментариях, например к этой статье. Но, речь не о литературном снобизме, а о книгах, которые сложны для восприятия, насыщенны философскими мыслями и пользуются бешенной популярностью уже долгие годы. В чем же их секрет? попробуем разобраться.
Виктор Пелевин и Умберто Эко
Для меня это два автора, которые перенасыщают свои книги образами, символами и аллюзиями. И если читать Пелевина более-менее сносно, так как у нас схожие архетипы и его отсылки к тем или иным источникам мне понятны, то читать Эко без комментариев, порой нереально. И зачем же я с ними тогда так мучаюсь. Почему читаю именно этих авторов?
Все просто - реклама, маркетинг, желание казаться умным. Кто такой Виктор Пелевин, спросите себя? Таинственный писатель, пророк, философ. Тайна невероятна притягательна. Это прекрасно знают маркетологи издательства Эксмо, где Пелевин печатается уже лет 30. Последнюю книгу начали продавать, не объявив названия и таким образом подогрев еще больше интерес к тайне у публики. Кроме того, это своеобразный маркер для общества "читает Пелевина = интеллектуал". При этом я не говорю, что Пелевин пошл и прост. Но, согласитесь, если бы такую же книгу написал условный Вася Петров, очередь из желающих отдать за нее свои кровные 1000 р. не выстроилась бы. Да, ее заметили бы в узком кружке читающих интеллектуальную литературу, о которых я писала выше, но не более того.
Тоже самое правило "читаешь = интеллектуал" действует и для Умберто Эко в Европе. Читать его, значит прослыть интеллектуалом, а уметь поддержать разговор о его книгах - это высшая степень интеллектуальной болтовни. Узнала я о такой славе писателя из книги Фредерика Бегдебера, и такая скрытая реклама подстегнула меня к чтению прозы Эко. Это подстегивало меня читать дальше, даже когда через текст приходилось продираться, а не плыть за мыслью автора.
Джордж Оруэлл и Александр Солженицын
Хотите, чтобы все читали сложную, глубокую книгу? Запретите. Изымите все копии, распространяйте тайно в списках, и рассказывайте об авторе только шепотом. Недавно читала биографию Оруэлла. При жизни он практически не мог опубликовать свои книги, они выходили мизерными тиражами, его рукописи клали под сукно даже на его родине, что уж говорить о других странах. Он не был прямо запрещен, но и ходу его книгам не давали. Слава к писателю пришла после его смерти. В разгар "холодной войны" книга "1984" стала мощнейшим оружием в руках Запада. Об Оруэлле вспомнили, его произведения начали издавать миллионными тиражами. В СССР, где эта книга была под запретом, она передавалась из рук в руки в рукописном переводе. В результате такой "запретной славы", настал момент когда книгу стало можно купить, и ее тиражи в СССР побили все рекорды, и до сих пор именно это антиутопия считается одной из самых читаемых в России. Не родной Замятин, а Оруэлл. Хотя поднимаемые вопросы очень близки.
Такая же история "запретили, очернили, потом вернули" произошла с Александром Солженицыным. Многие люди прочли "Архипелаг Гулаг" не из-за его художественной ценности, но лишь потому, что книгу запрещали. Из-за истории, которая стоит за этой книгой и ее автором. Не все конечно, многим книга просто понравилась, но большую часть читателей привлек именно запрет на книгу и его снятие.
Лев Толстой и Федор Достоевский
Безусловно, эти два писателя, одни из самых талантливых в русской литературе, и самых сложных для прочтения и восприятия. Читать скажем, Пушкина или Тургенева легко и приятно, даже если они поднимают сложные вопросы и философские проблемы, то делают это легко. Другое дело Федор Михайлович и Лев Николаевич, каждая их книга - это борьба, боль, сгусток эмоций. Что же заставляет множество людей перечитывать эти книги и после школы? Именно этих писателей?
Сразу оговорюсь, что исследую вопрос почему так много людей читает Толстого и Достоевского после школы, а не почему их читают в целом и есть ли у них талант. Итак, барабанная дробь - традиции и патриотизм. Для каждой страны будет свой могучий писатель, читать которого нужно и важно. Скажем, во Франции процент читающих Виктора Гюго будет значительно выше, чем в России. И читают его сложные, многослойные, мудрые книги не только за все выше перечисленные качества, но и потому что этот великий писатель -француз, а в нашем случае русский.
А по какой причине вы брались за сложные, интеллектуальные книги, которые долго не могли решится начать читать? Давайте обсудим.
#чтение #литература #писатели #книги #культура