Свой среди чужих. Часть третья.
Дом с богемой
В московском особняке Федора Шаляпина сто лет назад всегда было шумно и, если хотите, «гламурно». Там собиралась не только оперная и театральная богема, но и все известные художники, композиторы, писатели и поэты. Рахманинов, Кустодиев, Горький, Куприн, Рябушинский, Поленов, Собинов, Бунин, Коровин, Дальский, Немирович-Данченко… Да и сама хозяйка дома Иола Торнаги была в свое время прима-балериной.
Неудивительно, что такая творческая атмосфера заражала всю семью.
Борис, родившийся в 1904 году, с детства хотел стать певцом. Но отец заметил его интерес к рисованию (рисовал без удержу на всем и везде) и стал поощрять сына к этому занятию. Тем более, что сам Федор Иванович неплохо рисовал и даже занимался скульптурой.
Интерес с возрастом не пропал, а вот способности проявлялись все больше. Более пяти лет – в годы гражданской войны и разрухи. Борис постигал изобразительное искусство в Москве и Петербурге, учился в известных мастерских и на скульптурном факультете. Вот только жить и творить в Советской России становилось все сложнее. Отец эмигрировал еще раньше и теперь молодой начинающий художник делает то же самое. В 1925 году по вызову отца Борис приехал в Париж и продолжил обучение в академии Ф. Коларосси у Шарля Герена.
Под опекой отца
Было бы неверно говорить, что Борис Шаляпин приобрел первую известность абсолютно без помощи своего великого отца. Федор Иванович часто выполнял роль своеобразного импресарио и пиарщика у сына, причем с большим энтузиазмом. Неслучайно первая выставка Бориса состоялась во время гастролей Ф.И. Шаляпина в Англии в фойе театра Ковент-Гарден в Лондоне. Сам певец охотно позировал сыну, и, согласитесь, десятки портретов и зарисовок отца, сделанные Борисом, сейчас стали бесценными. А ведь Федор Шаляпин, как и в Москве, приводил к себе множество гостей, которые тоже охотно позировали. Вот так появились портреты Сергея Рахманинова и его дочерей, позже подаренные Музею композитора, а также уникальные портреты художника Коровина, поэтессы Марины Цветаевой и многие другие.
В 1930-х гг. Шаляпин работал как художник театра, создав декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна (1930-34 г.г.) и кинофильму «Дон Кихот». Понятно, кто играл в фильме главную роль. Но талант Бориса был несомненен. В 1934 году ему присудили золотую медаль Парижской Всемирной выставки.
И тем не менее, ему хотелось самоутверждаться дальше. И он идет на новое покорение вершин.
США. Лица «Time»
В 1935 году Борис вместе с женой Хелен и маленькой дочкой Ириной приезжает в США. Связей и рекомендаций почти нет, денег тоже немного. Опять помогает отец, гастролирующий в Америке: по условиям контракта в гостиницах, где останавливался Федор Шаляпин (а это были отели экстра класса), на первом этаже должна была экспонироваться выставка работ его сына.
Русским художником со своеобразной манерой заинтересовались. Появились заказчики. Шаляпины поселились в Нью-Йорке, и вскоре Борис Шаляпин стал гражданином США.
И все-таки, он состоялся в Америке не как просто художник. В 1939 году ему предложили стать автором обложек всемирно известного журнала «Time». И 40 лет (с 1939 по 1970 год),
Вот такая ирония судьбы: сын величайшего русского певца оказывается главным художником «лица» статусного политического журнала в самые сложные годы советско-американского противостояния.
Мистер «Время»
"Тайм" был еженедельным журналом. Поэтому рисовать надо было быстро, но качественно. Лица на обложке были, как говорится, «на злобу дня» и зачастую времени на работу отводилось несколько часов. А бывало и так, что готовый рисунок уходил в стол, ибо терял актуальность. А однажды, художнику поручили нарисовать двух кандидатов на пост премьер-министра Японии. Победивший Итиро Хатояма и стал героем журнала.
Вы можете представить, какое количество личностей эпохи вышло из-под кисти и карандаша Шаляпина. Если брать количество работ, то он – однозначно самый плодовитый портретист XX века. Сталин, Хрущев, Кеннеди, Джонсон, короли и принцессы, премьеры и министры. А еще артисты и спортсмены, ученые и миллионеры..
Веселая история получилась с обложкой, где оказался Юрий Гагарин. В ночь на 12 апреля Борис и Хелен бурно отмечали годовщину своей свадьбы. В 8 утра позвонил редактор и потребовал срочно портрет первого космонавта, хотя его никто в глаза не видел. Шаляпин смог написать портрет Гагарина за семь часов, используя фото из утренних газет. Плюс прибавьте муки похмелья.
Совсем невеселая история получилась с обложкой Population Explosion (январь 1960)
Темой обложки стал образ демографического взрыва. В центре рисунка - африканская женщина, кормящая грудью ребенка, в окружении еще тридцати разнообразных женских и детских фигур. Отметив, что "три женщины изображены голыми по пояс, и у двух детей не нарисованы подгузники и видны их причинные места", канадская полиция выдала ордер на арест Бориса Шаляпина с формулировкой: "Картина является порнографической, чем разрушает мораль молодежи в Северной Америке".
Художнику тут же припомнили русское происхождение, а губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер даже заявил в прессе: "Я не знаю этого человека, но это не уменьшает моего отвращения к этим подлым человеческим существам, которые через порнографический вирус пытаются просачивать коммунизм в нашу страну красным потоком крови".
Здравый смысл и 18 лет работы на благо «Тайм» помогли Борису Федоровичу избежать больших неприятностей. Тем более вскорости он написал другую обложку: схватку "русского" медведя с американским буйволом. Так сказать, для лояльности.
Мистер «Время» (так называли Шаляпина в Америке) никогда не забывало Родине. После ультрабольшевистских годов в СССР вернулись к пониманию того, кем был Федор Шаляпин в истории и культуре России. По-прежнему в СССР жила мать Бориса и вдова певца Иола Торнаги.
В апреле 1960 года художник приехал в Москву. Он помог матери переехать в Италию, а сам, как мог, старался сохранить память отца. Не дал снести знаменитый особняк на Новинском бульваре, а в 1988 году там открылся Дом-музей.
Но сам Борис Федорович до открытия музея не дожил. Он умер в 1979 году в своем доме в Истоне. Думается, умер удовлетворенным своей жизнью и тем, что не подвел память о своем отце. А нам остается только пожалеть, что его талант так и не был востребован собственной страной.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение цикла! Ставьте лайки, пишите комментарии. Первые части цикла "Наши за границей" читайте ниже. (спойлер: вас ждет много интересного материала)
Ваш Архиватор.
Первую часть цикла читайте по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/61363d7b17dad86fccb33ce2/andrei-razumovskii-venskii-graf-613f13a3de09633b73f1e6d2
#история #исторические факты #истории реальных людей