Найти тему
Григорий Новиков

СЦЕНАРИЙ ПРОГРЕССА (Научно-фантастический роман) Часть 26

21

В один и обыкновенных, будничных дней к замотанному деловой работой Глебу в кабинет, после очередного совещания по производственным вопросам, зашел Виктор Разумов, тот самый, которого вице-премьер оставил в концерне, как своего представителя и административного помощника для Парфенова. За прошедших почти два года, Виктор показал себя замечательным работником. Он был из той категории деловых парней, которые никогда не выпячивали себя, не грузили свое руководство лишними вопросами, а наоборот, решали все вопросы и проблемы с максимальной быстротой в рабочем порядке, не допуская никаких авралов, срывов и невыполнений порученных дел. Никаких замечаний к нему у Глеба не было. Он даже начал уважать этого молодого, энергичного парня, который практически никогда «не маячил» перед глазами впустую, но с его появлением в руководстве концерна многие вопросы снабжения, производства и сотрудничества с другими ведомствами стали решаться значительно быстрее и проще.

Сейчас же, зайдя в кабинет к Глебу, Виктор был похож на провинившегося школьника перед доской в классе. Он явно стеснялся, держа в руках свернутый в трубку лист ватмана и толстую папку с бумагами под мышкой. Глаза его смотрели на Глеба таким просящим взглядом. Таким его директор никогда не видел. И хотя он устал после выматывающего совещания и планировал немного отдохнуть и пообедать, для чего позвонил Мариночке и предложил вместе пойти в кафе, находящееся двумя этажами ниже, при виде такого необычного состояния своего помощника серьезно взволновался и незамедлительно спросил, стараясь держать голос спокойным:

- Случилось что, Вить? Ты сам на себя не похож.

Лицо Виктора еще больше залилось краской. Но он взял себя в руки и тихонько начал говорить:

- Уважаемый Глеб Петрович! Ваше изобретение на данный момент развивается семимильными шагами и, в ближайшие годы даст небывалый толчок всем видам научно-технической деятельности человечества. Это не красные слова. Это факт.

- Так, - перебил его Глеб, - а ближе к делу нельзя. Страсть как не люблю, когда мне дифирамбы поют.

Виктор снова посмотрел на него молящим взглядом и произнес:

- Я прошу Вас рассмотреть моё предложение, которое я лелею с детства. Но до встречи с Вами и, а главное, с вашими идеями по управлению металлами, эта идея была обречена.

Теперь же я посчитал, что если не поговорю с Вами и не открою то, что вынашиваю в душе вот уже долгие годы, то просто не смогу сам себя уважать. Я ведь по образованию инженер- строитель. Этот проект даже самим своим названием даст Вам полное понятие о тех перспективах для страны, да и для всего человечества, которые станут реальными с его претворением.

Заинтересованный Глеб даже забыл, что через две минуты он должен встретиться с Мариной в кафе. Он приподнялся в кресле и, протянув руку в приглашающем жесте, приободрил парня:

- Внимательно слушаю тебя, Виктор. Мне чрезвычайно интересно. Ты меня прямо заинтриговал таким пафосным вступлением. Ну, давай, назови тему своего проекта.

Виктор еще раз внимательно посмотрел прямо в яркие голубые глаза шефа и решительно произнес:

- Я предлагаю заняться разработкой и строительством ОРБИТАЛЬНОГО ЛИФТА!

Глебу показалось, что его сильно ударили киянкой прямо в лоб. Он с сильным выдохом откинулся на спинку кресла, крепко схватившись за округлые подлокотники. Идея была настолько неожиданной, что сразу, мягко говоря, «в мозги не влезала». Даже его, уже привыкшего за прошедшие два года со времени своего «вещего сна» ко всяким фантастическим идеям, которые на глазах становились реальностью, просто поразила грациозность озвученной идеи. Это было, на первый взгляд, настолько далеко от того, чем занимается его концерн. Ну, где нано-материалы и где выход космос. Но зная Виктора уже достаточно давно, Глеб понимал, что у того это не просто идея-фикс, а тщательно продуманное предложение, которое, несомненно, надо выслушать. Для принятия какого-либо решения пока еще не было серьезных аргументов. А вот у Виктора, скорее всего, такие аргументы были в избытке, иначе бы он не пришел сюда с такими фантастическими предложениями. Немного успокоившись и отдышавшись, Глеб взглянул на парня совсем по-другому:

- Ну, удивил, так удивил. Давай выкладывай свои доводы. У тебя пятнадцать минут. Хотя подожди секунду, - он повернулся к интеркому и попросил секретаря найти Марину у кафе, сообщив о задержке мужа. Затем, повернувшись к Виктору, взглядом предложил продолжать свой доклад.

А последний, тем временем, развернул на столе свой лист ватмана. На нем был красочно изображен фантастический рисунок огромного сооружения, похожего на громадную, круглую в сечении, башню, начинающуюся у самой земли и уходящую далеко в небеса. Вид на всю конструкцию на рисунке был с высоты в несколько километров, и отсюда почти не было видно технических сооружений на поверхности планеты.

На второй, отдельной, части рисунка, была красиво показана на фоне грациозного вида нашей планеты из космоса ответная часть этого же сооружения. Это была огромная космическая станция, к которой снизу, прямо из верхних слоев атмосферы, подходит та самая башня, с соседнего рисунка. Как раз здесь-то и видно, что внутри приходящей на орбиту башни поднимается полукруглая довольно большая кабина лифта. А из другой такой же кабины, находящейся в другой половине башни у такого же по форме, полукруглого причала, заканчивается выгрузка пассажиров и грузов. Вернее пассажиры уже вышли из кабины лифта и организованной толпой двигаются через весь шлюзовой зал к огромному зданию космопорта. Это всё подробно видно сквозь широкие панорамные окна орбитальной станции. А по всей оставшейся поверхности стации, которую видно на рисунке, располагаются стыковочные узлы, к некоторым из которых пристыкованы различные космические суда, а также ворота вакуумных шлюзов. Из четырех таких ворот, одни были раскрыты, и в них как раз входил какой-то космический аппарат.

-2

От красот, открывающихся при виде такого захватывающегося действа, у Глеба просто перехватило дух. Понимая состояние шефа, рядом молча стоял Виктор.

В этот момент дверь открылась и в кабинет тихо вошла Марина. Подняв на жену округленные то ли от удивления, то ли от восхищения глаза, Глеб сделал приглашающий подойти к столу жест, прокомментировав его следующей фразой:

- Смотри, Мариночка, какую фантасмагорию предлагает нам построить уважаемый Виктор Иванович. Конечно, с первого взгляда видно, что вещь полезная. Только давай вместе послушаем доводы нашего коллеги, почему именно наш концерн должен этим заниматься. - Парфенов вопросительно посмотрел на смущенное, пунцовое лицо коллеги.

Надо отдать должное молодому инженеру, справиться со своим волнением ему удалось буквально за полминуты. Начав рассказывать о своем проекте сначала робко, он, по мере повествования постепенно возбуждаясь, довольно внятно и, главное, простым, понятным языком доводил свои мысли до заинтригованных слушателей.

- Это совсем не новая идея. Мысли и даже проекты создания орбитального лифта возникали у человечества, начиная с конца девятнадцатого века.

Идею безракетного вывода грузов на орбиту предложил тот же самый человек, который основал и теоретическую космонавтику – Константин Эдуардович Циолковский. Вдохновившись увиденной в Париже Эйфелевой башней, он в 1895 году описал своё видение космического лифта в виде башни огромной высоты. Её верхушка как раз находилась бы на геоцентрической орбите. Лифт-башня основывается на прочных материалах, препятствующих сжатию.

Но современные идеи космических лифтов всё же рассматривают версию с тросами, которые должны быть прочными на растяжение. Такую идею впервые предложил в 1959 году ещё один русский учёный, Юрий Николаевич Арцутанов.

В 1969 году Арцутанов также изложил свою концепцию «нестационарного лифта» в журнале «Знание — сила» в статье «В космос без ракет: новая идея космического старта».

Впервые научная работа с подробными расчётами по космическому лифту в виде троса была опубликована в 1975 году, а в 1979 американский писатель Артур Кларк популяризовал её в своём литературном произведении «Фонтаны рая».

В 2010 году Юрий Николаевич принимал участие в конференции ISEC (International Space Elevator Consortium) и был приглашён в 2014 году на очередные ежегодные «Космическо-лифтовые игры» в Израиле.

Для оценки ключевых параметров троса, связывающего поверхность Земли со спутником, фонд Spaceward придумал новую единицу — Юрий (Yuri). В Юриях выражается отношение прочности на разрыв к плотности материала; в единицах СИ эта единица выражается как паскаль-метр³ на килограмм, т. е. Па·м³/кг. Мегаюрий (1 MYuri) соответствует более распространённой в инженерной науке величине, выражаемой в единицах ГПа·см³/г. Для сравнения: хорошая стальная проволока обладает удельной прочностью в 0,5 MYuri, лучшие же современные синтетические волокна, например японский материал «Zylon» и американский «Spectra 2» — соответственно 3,74 и 3,6 MYuri. Между тем для построения реального космического лифта необходимо иметь хотя бы 25…30 MYuri, а лучше 45…100 (во втором случае лифт выйдет существенно легче, и построить его можно будет гораздо быстрее).

Так вот, я запросил данные по удельной прочности нашего нано-металла из лаборатории механических испытаний, у профессора Сергеева. И получил более чем обнадеживающие результаты. Значение этого показателя при определенных настройках программного обеспечения для создания Мю-поля необходимой, оптимальной конфигурации достигает 59 MYuri. И это не предел. За счет дальнейшей подгонки программы управления можно существенно повысить этот параметр материала несущей конструкции.

То есть наш материал идеально подходит для создания такого длинного сооружения. А длинна этого объекта должна будет достигать четырехсот километров – именно такова высота орбиты МКС на данный момент.

И, кроме того, есть ещё одно свойство нашего материала, которое сыграет в реализации этого проекта чуть ли не самую главную роль. Я имею в виду процесс «сращивания» металла, как при аварийном или плановом ремонте. Именно эту технологию я и предлагаю для постепенного или послойного строительства башни лифта. Вы, наверное, уже поняли, что все сооружение будет расти само, слой за слоем, под воздействие управляющего Мю-поля, вырабатываемого микрогенераторами, миллионы которых будут располагаться по всей внутренней поверхности башни.

Основополагающее ноу-хау, которое отличает этот проект от многих таких же проектов конкурентов, состоит в том, что я не предлагаю строить лифт на основе троса, по которому поднимается или опускается кабина.

Так, японская компания Обаяши [Obayashi Company] клянётся к 2050 году представить работающий космический лифт. Руководитель компании, Йожи Ишикава в своих интервью рассказывает, что они работают с частными подрядчиками и местными университетами в целях улучшения существующей технологии получения нанотрубок.

Конструкция Obayashi предполагает корабль или какую-то плавающую платформу на геостационарной орбите, которая прикрепит к Земле трос, способный выдержать 100-тонный подъемник. Платформу можно будет перемещать, чтобы помогать лифту избегать крупных объектов или мусора в космосе.

Ишикава утверждает, что хотя компания понимает всю сложность проекта, они не видят принципиальных препятствий для его осуществления. Компания хочет запустить космический лифт к середине двадцать первого века.

Что касаемо нашего проекта, то сразу обговорю: что это будет БАШНЯ, как и в самой первоначальной идее великого Циолковского. Полностью из нано-металла, но поделённая пополам мощной перегородкой, образующей два внутренних пространства для независимого перемещения сразу двух кабин. Грузоподъёмность каждой до двадцати пяти тонн. – Виктор замолчал, видимо переводя дух, и продолжил, - никто в мире сейчас даже не рассматривает лифт в виде башни, в работе только варианты с несущим тросом. Но и для него пока не изобретен подходящий материал: ни по достаточной длине, ни по удельной прочности.

- А что приведет в движение сами кабины? Какие энергетические затраты предстоит нести при подъёме такого полезного груза с учетом немалого веса самой кабины? – вопрос Глеба прозвучал так резко, что молодой человек непроизвольно вздрогнул. Затем улыбнулся и повернувшись к лежащему на столе личному компьютеру и включив его, с задором ответил:

- А вот тут сработало ещё одно изобретение, которое месяц назад совершенно случайно произошло в другой нашей лаборатории – систем управления металлом. Молодой инженер-программист Игорь Иванов, производя очередной опыт, добился на поверхности металла пробегания волны из небольших бугорков «вздувающегося» металла. Испытуемый брусок был длинной всего в один метр. Но волны были отчетливо видны невооруженным взглядом. Собрался весь коллектив лаборатории. Кто-то из зевак, ничего не подозревая, перед очередным показом «металлических волн» поставил на испытуемую заготовку простой пластиковый стаканчик. Сразу после включения генераторов очередная бегущая волна неожиданно приподняла его и с довольно высокой скоростью протащила до противоположного края пластины, где он благополучно упал. Правда, сам стаканчик немного оплавился, так как попал под воздействие СВЧ-поля. Но не это главное. Находившегося здесь же профессора Бойкера, заведующего этой лабораторией, мгновенно посетила идея создания на основе такой волны двигателя для железнодорожных вагонов, трамваев и любой другой рельсовой техники. Сейчас там, в инициативном порядке, идет разработка этой темы. Вам, Глеб Петрович, они еще не докладывали, потому, что хотят добиться реальных, действенных результатов, но вот мне сам профессор похвастался.

А я сразу перекинул эту идею на свой проект. Те же самые микрогенераторы, которые сформируют саму башню лифта и будут следить за её эксплуатационным состоянием в последующем, беспрепятственно с помощью фемтомодулей смогут создавать объемную волну вокруг периметра кабины по нижней её кромке, с хорошей скоростью поднимая её к небесам и, в прямом смысле, даже выше. На Ваш вопрос об энергозатратах и других эксплуатационных расходах я могу ответить следующее: они никак не сравнимы с тем экономическим эффектом, который получит страна и вся планета от приобретения такого дешевого способа выхода на орбиту.

В своей обзорной статье журнал «Business Insider» пишет, что по сравнению с ракетами космические лифты были бы более дешевым и быстрым способом вывезти груз и людей с Земли. Это потому, что взлет - одна из самых дорогих и сложных частей космического полета.

«Высокая стоимость космических перевозок в сочетании с ненадежностью - это виртуальный замок на последнем рубеже, - говорится в информационном бюллетене NASA за 2008 год. - Наши мечты о повседневной жизни в космосе и обещание лучшей жизни на Земле являются заложниками высокой стоимости космических перевозок».

С тех пор ничего не изменилось. В среднем доставка материала с поверхности Земли в космос стоит около $20 000 за килограмм.

По оценкам некоторых экспертов, хорошо спроектированный лифт позволил бы снизить стоимость перевозки грузов до $100 за килограмм.

- 100 долларов вместо 20000! Это пропорция сразу уговорит всех противников этого футуристичного, на первый взгляд проекта. – С этими словами Виктор закончил свою презентацию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...