Найти тему
Без Башкортлар

Когда еще не все "татары" стали татарами?

Существовал ли этнос татар в 16-17 веках? Видный ордыновед Вадим Винцерович Трепавлов опираясь на редкие аутентичные источники пробует ответить на этот вопрос.

Сибирский султан Кучук в письме Алексей Михайловичу и тобольским воеводам 1668 г. пишет следующее: «…Похоже, что татарам это совещание не помогло, если хан обгонит русского на скачках, то русский будет угощать нас – татар, а если хан не сможет обогнать, но русский нас не будет угощать».

Современные реконструкции разных "татар" позднего средневековья
Современные реконструкции разных "татар" позднего средневековья

Источник приводит видный ордыновед Трепавлов Вадим Винцерович.

В данном фрагменте Кучук определяет себя и свое сообщество как татар. По сути это чуть ли не единственный случай в средневековье, когда термин фигурирует как самоназвание. Однако обозначало ли оно реальную этническую идентичность?

На это Вадим Трепавлов не дает положительного ответа и предлагает две версии появления этого термина как самоназвания:

1. Термин мог иметь исключительно социальный контекст.

Изначально обозначением ордынской элиты был термин «монгол», который довольно часто употреблялся более двух столетий. Элита отделяла себя от местных народов. Само же тюркское население Западной Сибири – подданные Кучука – называли себя как себер халкы. Ко второй половине 17 века (а возможно и раньше) термин «монгол» начал заменяться термином «татар».

Однако как полагает сам же Вадим Трепавлов «Не было широкого распространения термина татар. Хронисты того времени редко упоминали этот термин, и часто лишь как монгольское племя».

Более вероятной кажется вторая версия, выдвинутая Вадимом Трепавловым:

2. Термин «татар» перекочевал из русского канонического официоза и был воспринят кучумовичами и в целом ногайской элитой.

В частности, Трепавлов говорит: «в головах тогдашних русских управленцев сложилась довольно упрощенное этнополитическая картина мира. В ней почти все тюркоязычные народы для простоты и по малой осведомленности именовались обобщенно татарами. Поэтому Кучук обращался к царю и тобольским воеводам на понятном им языке и татары в данном контексте могли не иметь отношения ни к этнокультурной самоидентификации Кучука и его родне ни к осознанию».

Именно обобщенно-примитивной этнической терминологией, которая была присуща русской речи 17 в., можно объяснить титулование царя Михаила Федоровича государем всех татар.

Во многом, сама русская администрация трансформировала терминологию – аутентичные термины заменяя на упрощенный и понятный им термин: «в переводе грамот ногайских мирз «татары» здесь оказываются результатом домысливания, дописывания текста русским переводчиком» - говорит Вадим Трепавлов.

Употребление подобной лексики самими ордынцами, в частности, ханом Кучуком, было следствием все большей зависимости от русских властей.

Просматривается заискивающее уничижительное обращение к царю и его наместникам. Постордынской элитой были переняты каноны русского бюрократического официоза.

Просматривалась готовность говорить с адресатами на привычном для русской канцелярии языке, а на этом языке тюрки обозначались как татары.