85 лет назад, в тридцатые годы, все газеты страны советов регулярно рапортовали о подвигах советской науки и промышленности, о достижениях в различных отраслях. Строились новые города и заводы, люди покоряли пустыни и льды, совершали грандиозные воздушные перелеты. В области воздухоплавания советские инженеры возлагали огромные надежды на дирижабли, способные преодолевать несколько тысяч километров без остановок и дозаправок.
Жители Свердловской области особенно сильно ждали появления дирижаблей над Уралом. Ведь еще летом 1935 года южнее Свердловска – на южной окраине поселка Нижне-Исетск (частично совпадает с современным Химмашем) была построена причальная мачта для дирижаблей.
Почему мачта? Дело в том, что для посадки и высадки пассажиров необходимо зафиксировать дирижабль (по сути, огромный воздушный шар) в наземном ангаре или причалить его к высокой мачте. Ведь размеры этого воздушного гиганта – более 100 м в длину и более 20 м в диаметре. Ангар для такой гигантской надувной «сигары» - штука сложная и дорогостоящая, поэтому уральцы ограничились мачтой. Свердловская 40-метровая конструкция была оснащена лифтом, электрифицирована и должна была принимать дирижабли в любых метеоусловиях. Она располагалась рядом с Челябинским трактом – приблизительно в том месте, где сегодня строится развязка с ЕКАДом.
И вот в сентябре 1937 года, ровно 84 года назад, в Свердловск прилетел первый дирижабль! Единственный в Советском Союзе грузопассажирский дирижабль полужесткого типа СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ», прибыл из Москвы. Вот что сообщал о полёте специальный корреспондент газеты «Правда» С. Богорад:
«В просторной кабине дирижабля пассажир чувствует себя превосходно. Одни читают книги и газета, другие играют в шахматы, кто-то даже завел патефон. Шум моторов настолько заглушен, что в кабине свободно можно разговаривать. Качка почти совершенно не ощущается. Уже первые километры, пройденные на дирижабле, показывают, какое блестящее будущее принадлежит в нашей стране этому виду транспорта. Идем со средней скоростью 90-100 километров в час».
Дирижабль пролетел над Свердловском днём 9 сентября, сбросив несколько приветственных вымпелов на землю. Вечером дирижабль приземлился в Нижне-Исетске. Причем не обошлось без накладок. Всё тот же корреспондент «Правды» С. Богорад недовольно свидетельствует:
«Следует отметить некоторые недочеты в организации перелета. На месте посадки, в так называемом порту дирижаблей гор. Свердловска, плохо была подготовлена отправка корабля в обратный рейс на Москву. Не хватило для заправки газа, хотя отлично было известно о прилете дирижабля. Отсутствовали прожектора. Причальная мачта строилась около 2 лет, но до сих пор не закончена».
Вечером 9 сентября дирижабль СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» отправился в обратный путь из Свердловска в Москву и прибыл в столицу в полдень 11 сентября.
Планировалось учредить регулярное авиасообщение между нашим городом и столицей, однако во второй раз дирижабль показался в небе Свердловска лишь 24 декабря 1937 года. Сделав несколько кругов над городом, СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» не стал совершать посадку и через полтора часа лёг на обратный курс.
Дирижаблестроение в СССР не получило дальнейшего развития. Планам по учреждению пассажирской дирижабельной линии не суждено было сбыться. Ну а после гибели СССР-В6 «ОСОАВИАХИМ» в феврале 1938 года на Кольском полуострове (летел спасать полярную экспедицию Ивана Папанина) на дирижабельном пассажирском авиасообщении в СССР вовсе был поставлен крест. Причальная мачта для дирижаблей простояла в Нижне-Исетске до 1962 года, а затем отправилась на металлолом.