Найти тему

Как в России уголь добывали. Ходовщики. Разборщик.

Оглавление
Щебловщик. Кладка стенки для крепления подъездного пути. (Подземный снимок фотографа В. Лосева, город Александровск-Грушевский.)
Щебловщик. Кладка стенки для крепления подъездного пути. (Подземный снимок фотографа В. Лосева, город Александровск-Грушевский.)

Продолжая публикацию статьи «Как в России уголь добывали», представляю вашему вниманию страницы из книги Е. Колодуба «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках» с попыткой сохранения авторского стиля и адаптацией к современному чтению.

Сегодня познакомимся с трудом ходовщиков, которые разделяются на: бурильщиков, разборщиков, тягальщиков и вагонщиков.

Начало материала читайте в статьях: Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих.; Как в России уголь добывали. Проходка шахты.; Как в России уголь добывали. Запальщик.; Как в России уголь добывали. Проходчик шахт. – Бурильщик.; Как в России уголь добывали. Зарубщик.; Как в России уголь добывали. Отбойщик.; Как в России уголь добывали. Тягальщик (саночник).; Как в России уголь добывали. Вагонщик.; Как в России уголь добывали. Откатчики-лошади.; Как в России уголь добывали. Стопорной в шахте.; Как в России уголь добывали. Верхний стопорной.

Е. Колодуб «Труд и жизнь горнорабочих на Грушевских антрацитных рудниках»

Ходовщики.

Для доставки грузов от места их добычи к шахте, требуется устройство откаточных ходов (штреков), по которым прокладываются рельсы для передвижения вагонеток.

Для устройства таких ходов, предварительно вынимается уголь в известном направлении, затем между кровлей и подошвой пласта прокладываются по обоим сторонам стенки из крупных кусков камня.

Ширина стенок 1 ½ - 2 аршина и более; они должны быть выложены плотно и аккуратно. Зазоры между камнями в стенках засыпаются штыбом (угольным мусором). Верхние камни, укладываемые под кровлей пласта, забиваются молотом, чтобы стенки служили крепью.

Когда стенки проложены сажени на две вперед, бурится бурка (шпур), по возможности глубже, иногда более 12 четвертей аршина, причем на 1 ½ аршина выше вынутого пласта.

В такую бурку закладывается 1 фунт и более динамита, от взрыва которого обрушенная порода образует ход (подъездную дорогу) достаточной высоты для достижения рудничных вагонеток.

Рабочие, занимающиеся подрывкою подъездных дорог, называются ходовщиками. Они разделяются на бурильщиков, разборщиков, тягальщиков и вагонщиков.

Бурильщик обыкновенно производит бурение один в ту смену, в которую выдается уголь из уступа.

Работу бурильщика ограничивается изготовлением шпура требуемой глубины.

Бурильщики работают или поденно (упряжечно), или от четверти.

Заряжение и взрыв производится запальщиками, когда ход к месту добычи антрацита свободен, т.е. когда в уступе работают зарубщики.

Запальщик, по указанию ходовщиков, вкладывает в приготовленный бурильщиком шпур потребное количество динамита, рассылает по всем ходам, идущим от места взрыва, людей для предупреждения, чтобы кто по неведению не подошел к заряду в момент взрыва, затем зажигает заряд и удаляется в безопасное место. Когда же взрыв произошёл, уходит совсем.

Разборщик исследует кровлю хода после динамитного взрыва. (Подземный снимок фотографа В. Лосева, город Александровск-Грушевский.)
Разборщик исследует кровлю хода после динамитного взрыва. (Подземный снимок фотографа В. Лосева, город Александровск-Грушевский.)

Разборщик.

После взрыва к работе приступает разборщик, который отбивает все камни, оторванные взрывом, но еще не упавшие, тщательно исследует ломом и молотком стены и потолок хода, чтобы не оставить где-либо отставшую, но не обрушившуюся глыбу камня.

По исследовании места взрыва разборщиком, тягальщик выбирает со стороны уступа упавшие камни, какие покрупнее, и доставляет их щебловщику.

Из камня щебловщик выкладывает стенки по бокам хода. Вагонщики доставляют к шахте для выдачи на поверхность весь материал, который выбирается при очистке места для стенок и всякий мусор, не попавший в кладку.

Благополучный результат работы при подрывке подъездный дорог почти всецело зависит от опытности разборщика и сознания им последствий недосмотра.

После взрыва нельзя сейчас же допускать к работе ни тягальщиков, ни вагонщиков, пока не будут обследованы выработки по всем направлениям, куда могло распространиться действие взрыва.

Бывают случаи, что разборщики неумело спускают оторванные глыбы и увечат себя иногда насмерть.

После взрыва необходимо тщательно обследовать ход длинной, тонкой, стальной поддиркой и, когда выяснится, более или менее, состояние кровли хода, сообразить, куда безопаснее отвалить камни.

Разборщик, при помощи других ходовщиков по уборке оторванного взрывом материала, производит крепление хода, он же укладывает и рельсы.

Продолжение следует.

Как в России уголь добывали. Жизнь горнорабочих.;

Как в России уголь добывали. Проходка шахты.

Как в России уголь добывали. Запальщик.

Как в России уголь добывали. Проходчик шахт. – Бурильщик.

Как в России уголь добывали. Зарубщик.

Как в России уголь добывали. Отбойщик.

Как в России уголь добывали. Тягальщик (саночник).

Как в России уголь добывали. Вагонщик.

Как в России уголь добывали. Откатчики-лошади.

Как в России уголь добывали. Стопорной в шахте.

Как в России уголь добывали. Верхний стопорной.