Основанием для такого грустного предположения послужили выводы Контрольно-счетной палаты Хакасии после финансово-экономической экспертизы проекта государственной программы «Сохранение и развитие хакасского языка». Подготовленную Министерством национальной и территориальной политики госпрограмму планируется реализовать с 2022 по 2027 годы.
Есть основание за исходную точку взять довольно печальный факт. Он присутствует в пояснительной записке самого ответственного исполнителя госпрограммы. Согласно статистическим данным, в Хакасии наблюдается сокращение лиц коренной национальности, владеющих хакасским языком с 69 % в 2002 году до 58,3 % в 2010 году.
По результатам более позднего социологического исследования «Оценка состояния и перспективы развития хакасского языка в Республике Хакасия в 2020 году» только 50,8 % респондентов коренной национальности свободно владеет хакасским языком.
При такой негативной динамике профильному ведомству пора бить во все колокола, подкрепляя шумовые действия комплексом эффективных мер. Однако внешний государственный финансовый контроль констатирует: Миннацполитики не сильно утруждало себя, верстая на ближайшую пятилетнюю перспективу план действий по сохранению хакасского языка. Ибо в паспорте госпрограммы отсутствуют как информация об общем объеме финансирования со ссылкой на источники финансирования, так и сведения о значениях конечных результатов.
Помимо этого весомого и труднообъяснимого недочета аудиторы отмечают и другие нестандартные моменты. Так цель госпрограммы «Создание условий для сохранения и всестороннего развития хакасского языка как государственного языка Республики Хакасия» не соответствует требованиям об измеримости и достижимости. «Создание условий», «всестороннее развитие хакасского языка» невозможно измерить количественно. Кроме того, создание условий для сохранения хакасского языка — это непрерывный процесс, а цель госпрограммы должна быть направлена на достижение конкретного результата за период реализации госпрограммы, считают аудиторы.
И уж совсем странно замечание государственных аудиторов о том, что «данные по ресурсному обеспечению отдельных мероприятий проекта госпрограммы не соответствуют сводным значениям, а также данным, представленным в пояснительной записке. В связи с чем оценить общий объем финансирования госпрограммы на плановый период 2022–2027 годов не представляется возможным».
Примечателен еще один момент в заключении Контрольно-счетной палаты: «проект госпрограммы прошел согласование с Министерством экономического развития Республики Хакасия и Министерством финансов Республики Хакасия». То есть, у Контрольно-счетной палаты возникли вопросы к Миннациполитике, а у Минэкономразвития и Минфина почему-то нет.
Подготовила
Любовь ЖИЦ
Фото из открытых источников