Найти в Дзене
Тимур Соколов

Записки из 90-х (23)

Репетитором стала будущая преподавательница по высшей математике. Как-то в один из дней, когда я только что вернулся домой, отец вручил мне несколько листков бумаги, плотно запечатанных мелким шрифтом. На сей раз – на принтере.

- Завтра зайдешь в деканат, - сказал он, - передашь замдекана бумажки. Это проект договора между ВУЗом и предприятием, отправляющим студента на обучение. У них там все безграмотные – написали что попало. Я попросил своего юриста исправить, а вернее даже – составить заново. Передай, обязательно, не забудь.

На следующий день я пришел в деканат только что учрежденного Гуманитарного факультета. И в узкой длинной комнатке с двумя столами у окна и диванчиком для посетителей – меня встретили немолодая, но очень жизнерадостная секретарь Нина Павловна, плюс заместитель декана – Виктор Александрович (лет 35-ти на вид), человек с умным, проницательным, чуть насмешливым взглядом. Самого декана – Галины Яковлевны не было на месте. В отпуске она.

- Присядь пока, - предложил замдекана, после того как я вручил ему бумаги.

Виктор Александрович сел за стол, принялся внимательно изучать договор. За столом, что напротив, Нина Павловна быстро-быстро строчила на печатной машинке. Компьютеров здесь еще не было.

- Что такое «НДС»? – спросил Виктор Александрович.

- Народно-Демократический Союз! – скороговоркой выпалила Нина Павловна.

- А если серьезно?

- Налог на добавленную стоимость, - веско сказал я.

А сам подумал: «Капец – какие неграмотные!»

Ничего. Через пару лет они оч-чень хорошо будут знать, что такое НДС. А также знать много-много других экономических терминов. Деваться от них некуда будет.

***

Пришла повестка из военкомата. По цифрам получалось, что я, рожденный в 1974-м, должен в 1992 году быть 18-летним. По определению. Но «посылатели повесток» не удосужились предположить, что восемнадцатилетие наступает не 1 января, а в день рождения, и если парень родился в конце года – то ему еще 17. А если он еще поступает в ВУЗ – то у него уже точно отсрочка имеется.

Пришлось свое право доказывать. Я пришел в деканат, взял справку. Отнес в военкомат. Ее в военкомате потеряли. По крайней мере, сказали так. Наверное, думали, что второй раз не смогу справку раздобыть, но просчитались: я смог. Принес второй раз. Они ее опять потеряли. «Ну не смешно уже!» - подумал я и снова пришел в деканат.

- Да что они там? Совсем уже? Издеваются что ли? – воскликнула Нина Павловна, выписывая третью справку.

…Возвращаясь домой, я сделал крюк: сходил в церковь, а потом решил прогуляться до Стрелки. До того места, где в Енисей впадает река Кача. Именно в этом месте отряд воеводы Андрея Дубенского в 1628 году сошел на берег и начал возводить из бревен великий Красноярский острог – пограничную крепость, охранявшую дальние (на тот момент) рубежи молодой Державы Романовых. Но историю сию давнюю затмила суровая современность. На улице Ленина, почти на пересечении с улицей Парижской коммуны, построили здание банка «Кедр». Как я плевался, глядя на это торжество безвкусицы! Коричневое, кирпичное, с какими-то «малахитовыми» элементами, бесформенное все. Колонны! Арки! Розетки! Стрельчатые окна, Рюшечки, решеточки! Нагромождение всего! Хаотично! Новый господствующий класс считал, что чем больше крутых штук – тем круче в целом. Это как гопники рассуждали: «белые штаны – круто, кроссовки – тоже круто. Белые штаны с кроссовками – вдвойне круто!» Хотя нет. Белые штаны с кроссовками – это уже год 94-й. В то время – просто спортивные костюмы были. Я, кстати, тоже в таком ходил…

***

Летом началась ваучерная приватизация. Черное пятно в истории современной России. Чубайс стал пугалом. Родители вложили ваучеры в акции автомобильного альянса «АВВА». Честно говоря, не особо переживали по поводу их потери.

***

Пришло письмо из «Канцелярии Российского Императорского Дома». Письмо заканчивалось словами: «А что касается вашей угрозы: «Обраться к другим представителям Императорского Дома» – никаких других в природе не существует!»

«По-моему, переборщил», - подумал я. Хотя… может, идут они лесом, со своим маргинальным «междусобойчиком»? Вон, в Италии Николай Романов, представитель ветви Николаевичей живет? Ну и что, что от морганатического брака? Или вообще, как некоторые предлагают: пусть Земский Собор царя выберет.

***

Лето в разгаре. Приехал из бывшего Ленинграда дядя Сева, Сильвестр Георгиевич Сазонов – мамин брат. Веселый, остроумный, круглолицый, седобородый, харизматичный – настоящий физик-шестидесятник. Профессор ЛГУ. В последний раз он прилетал к нам в 88-м, в предпоследний – в 79-м. Для меня и для всей нашей каждый приезд его – праздник. С отцом нашим дядя Сева затевал какой-то бизнес. Не знаю, чем закончилось… Привез с собой дядя и младшего сына – Диму, брата нашего двоюродного. С Сашей они у нас дома очень весело дрались «на подушках», но нынешний взрослый Дима сейчас этого не помнит, оказывается…

В центре города Красноярска на Енисее есть остров Молокова. На острове – большой бревенчатый дом, построенный в 1934 году: здание бывшей красноярской Гидроавиабазы. В 80-90-е годы там располагалась морская школа, ныне спортивно-технический клуб «Альбатрос». Это был центр водно-моторного спорта: ребята, молодые и не очень – своими руками строили скутера, а потом соревновались на них здесь же, на Абаканской протоке Енисея. Один из «дядей Володей», художников, что работали с отцом во «Вторчермете», тоже занимался в этой школе когда-то. К сожалению, незадолго до описываемых событий дядя Володя трагически погиб: его застрелили из ружья, случайно, по пьянке.

Естественно, я в то время и не подозревал, что мой сценарный дебют в 2014-2015 годах будет напрямую связан с островом Молокова и Гидроавиабазой. Не перестаю удивляться тому, как все в жизни бывает сюжетно переплетно. Нарочно не сочинишь, как иногда кажется.

Здесь, в морской школе, отец взял в аренду внушительный катер и организовал прекрасное путешествие для дяди Севы с Димой, плюс еще для целой компании разных людей. Сходили мы вверх по Енисею к устью Маны, и прекрасно провели там время с палаткой и шашлыками. Там, на берегу – сестренку Сашу почти укусила местная лошадь, а я тем временем впервые попробовал спирт «Рояль» под музыку «Доктора Албан». Тайком от родителей, естественно - в каюте катера, с двумя пацанами из морской школы – Саней и Михой. «Итс май лайф», короче. Саня и Миха были молодыми представителями рабочего класса, я впервые столкнулся с новым для меня менталитетом. Конечно, в школе и во дворе я часто общался с детьми работяг, но это было совсем не то. Дети работяг были маленькие еще. Да и страна была другая.

…А по стране дикими темпами скакала инфляция, к августу 1992-го она достигла полутора тысяч процентов в годовом исчислении. К концу года будет две с половиной тысячи. У большинства людей все плохо, и я искренне им сочувствовал. Социал-дарвинизм (даже тогда) был мне чужд, я считал, что капитализм всех в целом сделает счастливей. Надо просто работать. И плохое время пережить. Ни одна страна в мире (думал я) так резко от социализма к капитализму никогда не поворачивала. Ни до, ни после. Отсюда, мол, и проблемы такие.

(Продолжение следует)

Рекомендуется чтение всех частей подряд, начиная с 1-го выпуска. Первый выпуск ЗДЕСЬ.