Найти в Дзене
Гуль

Мюзикл: Beetlejuice – самобытный и хаотичный

Оглавление

Контекст

Битлджус – мюзикл с интересной и даже грустной судьбой на Бродвее. При первом своем появлении на сцене мюзикл получил достаточно смешанные (даже больше негативные) отзывы, однако после создатели сделали много изменений, представляя ту версию, которую мы и будем обсуждать сегодня.

Но изначально, несмотря на все изменения, мюзикл вновь был закидан в большей степени негативными отзывами в престижных изданиях. Престижные издания – это попросту не тот зритель, на которого делал ставку Битлджус. Грустно, но мюзикл финансово проваливался. Шоу попросту не могло найти своего зрителя, но не тут-то было!

Мюзикл начал вируситься во всем нам знакомым Тиктоке, этим самым обретая второе дыхание и долгожданную популярность на сцене. Шоу было номинировано на восемь номинаций в Тony Awards (но в итоге не взяло ни одну, но этому есть причина – феноменальный мюзикл Hadestown, о котором возможно мы поговорим в другой раз). Продюсеры, ознакомившись с демографией, у которой популярен мюзикл, даже снизили цену на билет, чтобы более молодая аудитория смогла его себе позволить. Благодаря Битлджусу Бродвей наконец был обращен к молодому зрителю.

Но вскоре все опять посыпалось. Бродвею было нужно место для более прибыльного мюзикла с Хью Джекманом, актриса, до этого игравшая Лидию, без особых комментариев покинула шоу, но все же надежда была. Ровно до накрывшей весь мир весной пандемии. Конечно же, все массовые мероприятия запретили. Так и была определена судьба Битлджуса. Сейчас можно только надеяться, что когда-нибудь мюзикл вернется на Бродвей, а пока отдадим ему почести, которые он, спойлер, заслуживает.

Сразу скажу, что не буду сравнивать данную адаптацию с ее киношными и/или мультипликационными собратьями, уж слишком они разнятся, и по духу, и по сюжету.

Все изображения – скриншоты из оригинальной бродвейской постановки
Все изображения – скриншоты из оригинальной бродвейской постановки

Prologue: Invisible

Баллада от Лидии, которая оплакивает свою мать на похоронах. Короткая, но чувственная. Ее наличие – одно из изменений, которое было сделано создателями после первого провала. Изначально мюзикл начинался со следующей песни, многое теряя в эмоциональном плане, ведь юмора в Битлджусе и так достаточно, а конфликт Лидии и ее отказ смиряться со смертью матери – эмоциональный якорь шоу.

Лидия чувствует себя "невидимой", и к этому концепту отсылают нас многие герои шоу (призраки невидимы для людей в прямом смысле, для Лидии же это метафора).

Seems when you lose your mom (Похоже, когда ты теряешь маму)
No one turns off the sun (Никто не отключает солнце)

The Whole "being dead" Thing

Визитная карточка, настраивающая зрителя на тон всего шоу. Данный мюзикл веселый, бесстрашный, регулярно ломающий четвертые стены самым наглым образом "Stay in your seats I do this bullshit, like, eight times a week (Оставайтесь в своих сиденьях Я делаю эту херню типа восемь раз в неделю)". Почти на все песни Битлджуса намазан сверху толстый слой меты, но на эту – особенно. Битлджус подшучивает насчет того, что шоу началось с баллады, насчет того, что оно так сильно отклонилось от оригинального первоисточника; иначе говоря – всячески заигрывает со зрителем, обращается к нему напрямую со сцены. Юмор, безусловно, черный, ведь речь идет о смерти. Сам Битджус говорит нам, что тема смерти была слишком долго табуирована, поэтому и настало время отшутиться вдоволь.

From the cradle to cremation (С колыбели до кремации)
Death just needs a little conversation! (Со смертью просто нужно поговорить!)

Ready, Set, Not Yet

Представляем Мэйтлендсов. Битлджус бессовестно спойлерит нам смерть этих двоих перед песней, поэтому мы ждем краха, и он приходит неожиданно, ведь сама песня достаточно миленькая.

В первом куплете супругов не слишком-то и тонкая (но она и не должна быть) метафора на материнство и отцовство с помощью специфических хобби Мэйтлендсов (реставрация и керамика). Эта песня – далеко не последний раз, когда супругов характеризуют как скучных типичных представителей среднего класса белых. И их желание завести ребенка тоже вызвано стремлением соответствовать этой характеристике: "Here we stand At the end of a 10-year plan A house A yard A minivan A baby should be next (Вот и мы В конце десятилетнего план Дом Лужайка Минивен Ребенок должен быть следующим)". На самом же деле ребенка они не хотят, поэтому откладывают его появление на как можно дольше – в этом-то и суть песни.

-2

The Whole «Being Dead» Thing Pt. 2

Даже экспозиция в этом мюзикле доносится с фирменным юмором. Пансексуальный Битлджус (официально, кстати) пытается заигрывать с Мэйтлендсами, ошибается в спеллинге собственного имени, называет себя призраком-зомби-Иисусом, параллельно умудряясь разъяснять зрителю правила загробного мира.

It’s the perfect day to die (Это идеальный день, чтобы умереть)
‘Cause this guy happened to be passing by (Потому что этот парень проходил мимо)

Dead Mom

Если юмор и мету на себе тянет наш дорогой Битлджус, то Лидия берет на себя все чувственные моменты. Нет, юмор она тоже выдает, но ее нежелание принимать смерть матери – главный конфликт. Даже удивительно, как сплетаются юмор и драма в данном мюзикле. Наверное, это связано с изначально выбранной иронией над такой тяжелой темой, как смерть. В любом случае, это одна из сильнейших песен в мюзикле, музыкально и текстуально.

You held my hand (Ты держала мою руку)
And life came easy (И жизнь давалась легко)
Now jokes don't land (А теперь шутки не смешат)
And no one sees me (И никто не видит меня)

Fright of Their Lives

Продолжаем указывать на то, насколько поразительно Мэйтландсы обычные, отправляя в ход одну шутку за другой. Не могу не отметить, как же умело мюзикл продолжает атаковать четвертую стену: "— Excuse me, Mr. Betelgeuse We can kind of hear you — Yeah? Well that was a soliloquy so you're the one who's being rude (— Простите, мистер Бетлжус Мы так-то вас слышим — Да? Ну, это был монолог, так что грубые тут вы)". Через шутки так же раскрываются характеры персонажей, особенно показательны ответы супругов на вопрос: "Что вы ненавидите?", на которые они сначала не могут ответить, потому что "Ну, ненависть – очень сильное слово".

Ready, Set (Reprise)

Удивительно, что главные герои Битлджус и Лидия, но, как по методичке, больше всего изменений претерпевают именно Мэйтландсы. Хотя данная песня скорее как попытка измениться, которая проваливается, об этом сигнализирует то, что супруги так и не могут допеть свою многострадальную строчку "Ready, Set…"

-3

No Reason

Достаточно одной песни, чтобы раскрыть, притом многогранно, такого персонажа как Дилия. И несмотря на то, что мюзикл высмеивает "позитивно-вселенский" метод восприятия Дилии "— Crystals speak to me — What are they saying? — Buy more crystals! (— Кристаллы говорят со мной — Что они говорят? — Купи больше кристаллов!)", он еще и показывает, что это лишь способ эскапизма. По сути, в песне сравниваются два способа эскапизма: рационализация и некая… мистизация, близкая к религии. Короче говоря, каждый справляется с горем по-своему.

Say My Name

Звезда банкета. Чего только нет в этой песне, потому она всем так и нравится. И все же главный ингредиент успеха, по моему скромному мнению: невероятная химия Лидии и Битлджуса, их, свойственное им исключительно, чувство юмора. Как Лидия несколько раз дразнит Битлджуса, подбирая после двух "Beetlejuice" иные слова на "Be", как Битлджус пытается подкупить ее характеристикой себя устами Мэйтландсов, где первое, конечно же, "sexy", а потом уже "smart".

Day-O (The Banana Boat Song)

Финал первого акта, и аутентично перекочевавшая в мюзикл сцена из фильма, оканчивающая тем, что Битлджус и Лидия "not invisible anymore (больше не невидимы)".

Girl Scout

Небольшое отвлечение от основных событий, подходящее для начала второго акта. Песня, доверху набитая черным юмором, подчеркивающим как абсурдно быть скаутом и продавать печеньки с серьезной аритмией. И вся эта песня нужна только для того, чтобы шутка с беспринципностью Битлджуса и Лидии сработала…

That Beautiful Sound

Пик безобразия, озорства и просто веселья в представлении дуэта Лидии и Битлджуса. Обязательно смотреть с видеорядом, особенно учитывая, что он есть, хоть и отрывком, на официальном ютуб канале мюзикла. Такой прелестный хаос вы еще не видели – очень крутая хореография.

-4

Barbara 2.0

Вот на этой песне Мэйтландсы завершают свое "Ready, Set" долгожданным "Let's go!". Иронично, что супругам пришлось умереть, чтобы "наконец начать" и "почувствовать себя живыми"(с); их родительские позывы тоже наконец-то воплощаются в желании помочь Лидии.

What I Know Now

Под веселеньким тоном скрывается на самом деле очень важное послание: "жизнь коротка, а смерть очень длинна". Хоть все обыгрывается как одна большая шутка, но если глядеть в суть: Мисс Аргентина была депрессивна и поэтому убила себя, а теперь жалеет об этом все время, что проводит в загробном мире. Трагично. Но это фишка Битлджуса: шутить над смертью, не умоляя ее значения.

Home

Наверное, единственная песня, в которой нет ни единой шутки. В конце концов, сюжетно это кульминация – Лидия наконец принимает решение жить дальше без матери. Хотя при первом прослушивании, признаюсь, она цепляет не сильно, особенно учитывая, какая песня идет после нее… но после ряда прослушиваний она становится не менее чувственным, логичным продолжением песни "Dead mom".

You always saw life as a game (Ты видела жизнь игрой)
But since you left, it sucks to play (Но с тех как пор как ты ушла, играть остойно)
-5

Creepy Old Guy

Благодаря этой песне я и познакомилась с этим замечательным мюзиклом! Она мастерски высмеивает нередкое поведение "криповых старых мужиков" (с); да, именно высмеивает, а то мало ли кто воспринял все спетое за чистую монету… Меня удивляет бесстрашие, с которым мюзикл шутит о таких темах, о которых и просто говорить боятся, при этом никого не оскорбляя (разве уж кто-то намеренно решит ущемиться – тогда тут материала непаханое поле).

And I felt used, kinda confused (И я чувствовала себя использованной, сконфуженной)
I would refuse to look in their eyes (Я отказывалась смотреть им в глаза)
But now I really love creepy old guys! (Но теперь я обожаю криповых старых мужиков!)

Jump in the Line

Под песню Гарри Белафонте, которую, как говорила в первом акте Лидия, постоянно напевала ее мать, мюзикл приходит к своему завершению и действительно оставляет после себя ощущение пройденного пути.

Life beyond all comprehension (Жизнь вне всякого понимания)
A mess in multiple dimensions (Беспорядок во всех измерениях)
A little unconventional, I know (Немного нешаблонно, я понимаю)
But, Mama, I'm home (Но, мама, я дома)
-6

Итоги

Данный мюзикл уникален, он самобытен и удовлетворяет потребность современного зрителя в самоосознанности и мете. Отлично воспринимается и без связи с первоисточником, я так с ним и знакомилась, хотя какие-то отсылки к фильму, конечно, присутствуют.

Пока писала эту статью, обнаружила новости о том, что скоро Битлджус вернется на сцену, хоть и не Бродвейскую. Надеюсь, на этот раз постановку обойдут стороной беды, ибо она заслуживает того, чтоб ее увидели.