Найти тему

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

В статье представлены данные исследований престижных, востребованных профессий и специальностей в современном обществе. Обращается внимание на профессиональные ориентации молодежи.

Ключевые слова:

престиж, уважение, востребованность, популярность, привлекательность, социальный статус, рейтинг, профессия, специальность.

Summary:

The paper presents results of the research of prestigious, sought-after occupations and professions in the modern society. The author discusses professional focuses of the young people.

Keywords:

prestige, esteem, relevance, popularity, appeal, social status, rating, occupation, profession

Вопрос о профессиональной позиции индивида, престиже профессий в обществе представляет социологический интерес. Огромное значение в понимании престижа профессий как социального явления сыграли работы ряда западных исследователей, в числе которых следует назвать С. Блумена, Л. Гласго, К. Гриффена, О. Данкена, А. Инкельса, М. Катца, Р. Каунтса, П. Росси, П. Сигеля, Д. Треймана, Р. Ходжа и других, обобщивших огромный эмпирический материал.

В процессе научного развития зафиксированы концепции в социологической литературе рассмотрения понятий престижа и уважения как взаимосвязанных, но разных по своей природе (Т. Парсонс, К. Дэвис, Ж. Хоманс, П. Блау и другие) [1]. Сегодня основное внимание направлено на исследование его проблемного поля, фиксируемого в социальных оценках профессий, в распределении их в обществе по определенным критериям, в числе которых следует отметить финансовую сторону.

Многочисленные исследования, проводимые в различных странах, подтверждают данный факт. Так, согласно социологическим обследованиям, проведенным в США, составлен рейтинг самых престижных профессий по доходности [2]. Первые строчки рейтинга занимают такие профессии, как анестезиолог, хирург, врач неотложной помощи, акушер, гинеколог. Далее следуют психиатр, терапевт, участковый, медицинская сестра анастезистка, директор отдела продвижения, директор отдела инженеров по софту, директор по продажам, стоматолог.

В середине 90-х гг. констатировалась проблема расслоения научного сообщества по уровню доходов. В нашем обществе подобные исследования не проводились, однако можно обнаружить результаты российских исследований ВЦИОМа, на основе которых был составлен рейтинг доходных профессий [3]. Среди них выступают такие профессии, как юрист, адвокат, прокурор, предприниматель, бизнесмен, банкир, экономист, финансист, государственный служащий, врач.

По данным Forbes, в топ десять входят следующие престижные профессии: пожарник, врач, медицинская сестра, ученый, учитель, военный, полицейский, священнослужитель, колхозник, инженер [4]. Согласно результатам социологического исследования ВЦИОМ, в число уважаемых входят такие профессии, как юрист, врач, экономист, банкир, программист, государственный служащий, бизнесмен, рабочий, учитель, художник.

Следует также отметить, что в США самыми востребованными профессиями являются IT специалист, программный аналитик, администратор, военный врач, медицинская сестра, офисный работник, специалист по контрактам, инженер, работник кадров, аудитор. Между тем в российском обществе в числе востребованных профессий выступают охранник, менеджер, милиционер, инженер, медицинская сестра, консультант, кассир, инженер-конструктор, бухгалтер, врач.

Исходя из анализа востребованных профессий в западных странах, в ближайшем будущем в Украине к числу наиболее востребованных профессий будут относиться следующие: специалисты по финанализу и бухучету, 1Т-специалисты, специалисты по PR и связям с общественностью, работники сферы страхования, учителя, журналисты, юристы, адвокаты, врачи, рабочие строи-

- 9G -

тельных специальностей, работники туристического бизнеса. В целом в будущем будут востребованы узко профильные специалисты с фундаментальными знаниями в какой-то из сфер [5].

По данным Комитета по образованию Мингорисполкома на основе подведения итогов поступления в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, наиболее популярные и востребованные профессии среди белорусской учащейся молодежи в 2011 г. были определены следующие. В числе наиболее популярных и востребованных профессий выступают проводник пассажирского вагона, кассир билетный, помощник машиниста, парикмахер, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, повар, кулинар мучных изделий, розничные услуги в банке, в сфере обслуживания, машиностроения, электроники, мехатроники, слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля категории «С» (международные перевозки) [6].

Кроме того, учитывая тот факт, что в Минске находится около 20 % трудовых ресурсов Беларуси, привлекательными являются сферы строительства и торговли. Можно констатировать, что в сфере торговли сегодня самыми востребованными являются следующие профессии: продавец, кассир, официант, раскладчик продукции, администратор.

Следует отметить, что в белорусском обществе постепенно складывается устойчивая тенденция предпочитаемых молодежью будущих специальностей. Проводимые ежегодные обследования в стране подтверждают данную особенность. Так, опросы выпускников школ в 2010 г. позволяют выстроить рейтинговую систему наиболее востребованных специальностей среди молодежи. В их числе выступают следующие: экономика, менеджмент, иностранные языки, юриспруденция, информационные технологии, медицина, технические специальности, педагогика, актерское искусство, дизайн, журналистика, психология, реклама. При обобщении полученных ответов проведенного исследования было установлено, что 85 % респондентов не сомневаются в том, что смогут найти хорошую работу после получения диплома по экономическим или управленческим специальностям. При выборе иностранных языков и специальностей по информационным технологиям 20 % респондентов руководствуются собственным интересом. В то же время в ориентации на актерское искусство, дизайн, журналистику, психологию, рекламу отмечается уверенность в собственных способностях и пристрастиях. В целом следует отметить, что среди основополагающих мотивов выбора будущих специальностей белорусской учащейся молодежи выступают «мода» и «денежность».

По результатам опроса, проведенного по итогам двух этапов репетиционного тестирования в БГУ в 2011 г., зафиксирован следующий рейтинг специальностей: экономика, здравоохранение, правоведение, специальности факультета прикладной математики и информатики, международные отношения, информационные технологии, архитектура и строительство, филология, математика и механика, специальности факультета радиофизики, химия и химическое производство, машиностроение, промышленные технологии, энергетика, иностранные языки, физическая культура, спорт, туризм, журналистика, история, дизайн [7]. В ходе анализа результатов данного исследования были установлены различия в предпочтениях белорусских абитуриентов первого и второго этапов репетиционного тестирования. На первом этапе репетиционного тестирования выбор респондентов был относительно таких специальностей, как архитектура и строительство, правоведение, специальности факультета прикладной математики и информатики, международные отношения, математика и механика, иностранные языки, журналистика был больше, чем на последующем этапе (соответственно 10,0 %, 8,7 %, 8,4 %, 6,7 %, 4,2 %, 4,0 % и 2,4 %).

По данным проведенного нами репрезентативного исследования (весна 2012 г.) выявлено, что наиболее привлекательными для респондентов (было опрошено 793 выпускника средних школ в трех областях Беларуси, крупном городе, районных центрах, городских поселках и селах) являются следующие специальности. Сегодня белорусская учащаяся молодежь чаще всего мечтает получить специальность по информационным технологиям (27,7 %). Второе место в рейтинге наиболее привлекательных специальностей занимает экономика (23,3 %). Замыкает тройку лидеров юриспруденция, по которой хотели бы учиться 13,9 % респондентов. Менее привлекательными были такие специальности, как иностранные языки, менеджмент, международные отношения, туризм (соответственно 9,1 %, 7,7 %, 7,4 % и 6,5 %). Между тем наиболее низкий уровень привлекательности в ориентации учащейся молодежи отмечается на специальности по филологии и журналистике (соответственно 2,7 % и 1,8 %).

Обращает также внимание малоисследованная проблема определения содержания общественного престижа профессий и занятий, влияние иерархии оценок престижа на процессы воспроизводства трудовой занятости молодого поколения нашей страны. В связи с этим в последующих работах мы обратимся к отмеченному вопросу посредством рассмотрения того, как проектируют свое будущее сегодняшние выпускники школ, поскольку в их ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего белорусского общества, развития научно-технической сферы страны на ближайшие десятилетия.

i

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знание ценностных ориентаций, личных планов, отношения к труду у учащейся молодежи имеет большое значение для того, чтобы обеспечивать соответствие между их стремлениями, интересами и потребностями современного общества.