Найти тему

Три гениальных советских скульптора, которых я считаю лучшими в истории

Коллаж "Скульптуры"
Коллаж "Скульптуры"

У каждого из нас есть свои любимые художники или скульпторы. Ну, а если нет любимых художников, то есть любимые писатели, поэты, композиторы, актрисы и актёры, певицы и певцы и т. д. Однако сегодняшняя публикация посвящена скульпторам. Да, скульпторы в нашей стране (да и наверно во всём остальном мире тоже) не настолько популярны, как эстрадные исполнители или писатели. Но так может именно поэтому вам и стоит прочесть эту статью? Когда ещё, как ни сегодня, вам представится шанс познакомиться с творчеством гениальных скульпторов, чьё творческое наследие находится в коллекциях самых престижных музеев? Второго шанса расширить свой кругозор может и не быть.

Советская эпоха породила довольно большое количество художников и скульпторов. В сотни и даже тысячи раз больше, чем царская. Но, пожалуй, самыми известными из советских скульпторов стали Вера Мухина и Евгений Вучетич. Мухина прославилась благодаря своему монументу "Рабочий и колхозница", который красовался на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и на ВДНХ, являлся заставкой к каждой кинокартине Мосфильма, а Вучетич благодаря скульптуре "Родина-мать" в Волгограде — самой высокой статуе Европы.

В наши дни этих скульпторов по популярности обогнал разве только Зураб Церетели со своим "Петром Первым" на Москве-реке и "Монументом Победы" на Поклонной горе. Но я не буду сегодня рассказывать ни о ком из них. Потому что, во-первых, скульпторы эти и без того великие и слишком известные, а во-вторых, госзаказ госзаказом, пропаганда пропагандой, величие величием, а творчество творчеством. Кстати, искусствоведы и ценители искусства, которые считают Веру Мухину действительно талантливым скульптором, считают её таковой не за "Рабочего и колхозницу", а за другие её работы.

Не буду писать я сегодня и о других великих советских скульпторах в лице Николая Андреева, Сергея Меркурова, Николая Томского, Александра Матвеева, Александра Кибальникова, Льва Кербеля, Иулиана Рукавишникова, Сергея Конёнкова и даже Эрнста Неизвестного. Писать про них в этом посте не стану, но их упомяну. Так как скульпторы эти тоже великие. Надеюсь, их имена вам о чём-то говорят. Если нет, то никогда не поздно повысить уровень эрудиции, пополнив свой интеллектуальный багаж новыми знаниями. Ну, и в общем-то это нужно для того, чтобы вы действительно смогли понять творческое наследие тех советских скульпторов, которых я считаю лучшими в истории и о которых напишу далее. Ведь все они выросли в том числе из упомянутых мною имён и фамилий — глыб и гуру имперской и советской скульптуры.

Итак, три гениальных советских скульптора, которых я считаю лучшими в истории СССР. Хочу подчеркнуть ещё раз, что в данной статье я пишу о своих любимых скульпторах. Если вы не согласны со мной, не надо писать негативные комментарии об этих людях или об авторе. Лучше напишите о своих любимых скульпторах. Если, конечно, они у вас есть.

 Граждане, расскажите о своих любимых скульпторах. Если, конечно, они у вас есть.
Граждане, расскажите о своих любимых скульпторах. Если, конечно, они у вас есть.

Что ж, шутки в сторону, начну свой рассказ. И первым из трёх лучших скульпторов ушедшей эпохи я считаю Дмитрия Цаплина. Не в том смысле, что он занимает первое место, но в том плане, что он входит в мой ТОП-3 советских скульпторов. Лучших скульпторов ХХ века.

Дмитрий Цаплин

Дмитрий Филиппович Цаплин (1890—1967) — советский скульптор-гений из простой крестьянской семьи, человек с трагической судьбой. В 1920-е годы был замечен властью и командирован лично наркомом просвещения РСФСР Луначарским для работы за границу. За границей Цаплин выставляется во Франции, Великобритании и Испании, знакомиться со знаменитыми художниками Пикассо и Цадкиным. Несмотря на большой спрос и популярность его скульптур у западной публики, работы свои Цаплин никому не продаёт в виду своего безудержного патриотизма и желания вернуть все свои творения в Россию.

Дмитрий Цаплин — "Сокол", искусственный камень, 1940-е годы
Дмитрий Цаплин — "Сокол", искусственный камень, 1940-е годы

Однако в России работы Цаплина постигает печальная участь. После того как Цаплин в 1935 году возвращается на родину, выставляться в СССР ему не дают, а творения его не желают замечать. Цалин, искренне веривший в светлые идеи коммунизма и в революцию, оказался попросту не нужен системе. Перед вами работа Цаплина "Рыба". Одна из самых сильных его скульптур. Посмотрите, какой колорит, какая мощь и самобытность. По воспоминаниям очевидцев, когда Цаплин высекал из камня свои скульптуры, он делал это с такой невероятной силой и рвением, что стены содрогались, а куски камня с огромной скоростью разлетались в разные стороны. Цаплин был прирождённым скульптором.

Дмитрий Цаплин  — "Рыба", тонированный гранит, 1950-е годы
Дмитрий Цаплин — "Рыба", тонированный гранит, 1950-е годы

Дальнейшая судьба скульптора и его творений оказалась ещё печальнее. В 1967-м году Цаплин умер. Долгое время никто не мог понять, где он похоронен. Всё из-за того, что прах Цаплина находился у его единственной дочери. К ней же и перешли по наследству почти все скульптуры Цаплина, которые были впоследствии разворованы, когда дочь Цаплина погибла от рук чёрных риелторов в своей квартире в центре Москвы в 2013-м году.

Дмитрий Цаплин — "Встающий", дерево, 1920-е годы. Фото Анастасия Замятина
Дмитрий Цаплин — "Встающий", дерево, 1920-е годы. Фото Анастасия Замятина

Другая часть гениального наследия скульптора была уничтожена в 2004 году, когда на месте мастерской Цаплина было начато строительство торгового центра. Тогда пропало более 200 работ мастера, которые так и не нашли (если, конечно, вообще искали). Скорее всего, они были уничтожены. Несмотря на несоветскую эстетику скульптур Дмитрия Цаплина, к мастеру обращались с предложениями о покупке его творений различные музеи. Небольшая часть работ Цаплина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (все фотографии из коллекции Третьяковки), которыми Третьяковка очень дорожит (что неудивительно, так как стоят они миллионы). Цаплин также создавал необыкновенные скульптуры из стекла, но все они растворились во времени, пропали.

Дмитрий Цаплин — "Оборона и труд", камень, 1934 год
Дмитрий Цаплин — "Оборона и труд", камень, 1934 год

Вадим Сидур

Вадим Абрамович Сидур (1924—1986) — советский скульптор и художник, который разработал свой уникальный язык, опередив своё время. Представитель неофициального искусства в СССР. В наши дни Сидура назвали бы гениальным логотипщиком. Особенно компьютерные дизайнеры. Но Сидур работал без помощи компьютера и всё создавал сам, своими силами, своим умом и талантом. Монументальные работы Сидура были установлены в разных странах и городах. Среди них Россия, Германия и США. Большинство из работ Сидура посвящены религиозной и военной теме. В их числе памятник «Скорбящие матери» в Москве, посвящённый матерям, потерявшим своих сыновей, памятник «Формула скорби» в Пушкине, памятник «Погибшим от бомб» в Вюрцбурге, памятник «Треблинка» в Берлине и другие работы. Монумент «Треблинка» выполнен в виде сложенных друг на друга тел, символизирующих жертв, замученных в концлагерях.

Вадим Сидур — "Треблинка", металл, 1966 год
Вадим Сидур — "Треблинка", металл, 1966 год

Ещё одна работа Сидура — "Формула скорби". Монумент был установлен в городе Пушкине (город в составе Пушкинского района города Санкт-Петербурга) в 1991 году. Этот памятник является центральной частью мемориала евреям — жертвам нацизма. Двухметровая скульптура олицетворяет букву "Ф" и одновременно человеческую фигуру, спина которой образует круг со сложенными на коленях руками, на которые опустилась голова. Фигура выражает скорбь по жертвам холокоста. В памятнике прослеживается парижская школа авангарда и талантливый логотипизм.

Вадим Сидур — "Формула скорби", металл, 1991 год
Вадим Сидур — "Формула скорби", металл, 1991 год

Бронзовый памятник Вадима Сидура с названием "Взывающий" был установлен в немецком городе Дюссельдорф в 1985-м году. На плите рядом с фигурой написано: "Der Mahner". В переводе с немецкого это также означает слово "Взывающий". Памятник изображает человека, кричащего в "мегафон", сложенный из ладоней рук. Человека, который призывает людей остановиться и задуматься над тем, что они делают в своей жизни и зачем? Скульптура перекликается с библейским персонажем Иоанном Крестителем. Монумент интерпретируется как памятник против милитаризма, тоталитаризма и насилия.

Вадим Сидур — "Взывающий", металл, 1985 год
Вадим Сидур — "Взывающий", металл, 1985 год

В скульптуре "Мать и дитя" художник обращается к перинатальным и религиозным мотивам. В одной из версий этой работы (1981 года) Сидур изображает ребёнка в виде христианского креста, который висит кулоном внутри своей матери. В другой версии 1965 года, представленной ниже, мать сделана им в виде металлического круга, выступая в роли защитницы своего чада, которого скульптор изваял уже в виде пятиконечной звезды.

Вадим Сидур — "Мать и дитя", металл, 1965 год
Вадим Сидур — "Мать и дитя", металл, 1965 год

Андрей Марц

Андрей Валерианович Марц (1924—2002) — заслуженный художник РСФСР, один из лучших скульпторов-анималистов ХХ века. Марц умел видеть и воплощать в скульптуре то, чего не замечали и не умели исполнять другие его скульпторы-современники. Гений своего времени, который создавал просто невероятные по своему содержанию работы. Очень талантливые. Вот, например, одна из них. Работа под названием "Антилопа". Большое и тучное тело антилопы опирается на тоненькие длинные ножки, которые идеально гармонируют с такими же тонкими и длинными рогами животного. Вздернутый хвостик парнокопытного — характерный приём и "фирменный знак" Марца. Грация, пластика, живая поза, реализм и нестандартный подход с элементами гротеска, сочетание тяжелого с лёгким — всё это типично для уникальных работ Андрея Марца.

Андрей Марц — "Антилопа", металл, 1972 год
Андрей Марц — "Антилопа", металл, 1972 год

Целаканат — рыба, которую долгое время считали вымершей. Марц создал эту скульптуру под впечатлением от экспедиции на Тихий океан, где он изучал выловленных рыб и прочих обитателей океана, чтобы ваять их с натуры. В 1938 году в морях Африки был найден род отряда целакантообразных, считавшийся полностью вымершим вместе с целакантами — рыба под названием латимерия. Она и послужила "натурщицей" для создания скульптуры. Марц был первым среди скульпторов, кто создал подобную работу на столь редкую тему в СССР — тему вымерших рыб. До Марца целакантов в СССР никто не осмеливался отливать.

Андрей Марц — "Целакант", металл, 1973 год
Андрей Марц — "Целакант", металл, 1973 год

Испуганный кабан может быть очень опасен. Животное может убежать от человека, а может броситься прямо на своего обидчика. Именно такого кабана изобразил советский гений анималистической скульптуры: перепуганного, ощетинившегося, кричащего. Кабан Марца живой, упитанный и оригинальный. Он совсем непохож на других тривиальных кабанов.

Андрей Марц — "Кричащий кабан", металл, 1980 год
Андрей Марц — "Кричащий кабан", металл, 1980 год

Рыба-фантазия. В основном, конечно, мастер создавал существующих животных, но за редким исключением Марц воплощал и собственные фантазии. Эту рыбу он придумал, когда прогуливаясь по пляжу, увидел ржавый металлический ковш. Свою работу он после так и назвал: рыба-ковш.

Андрей Марц — "Рыба-ковш", металл, 1970 год
Андрей Марц — "Рыба-ковш", металл, 1970 год

Восхитительное стадо северных оленей завершает мой рассказ о самобытном и гениальном скульпторе ХХ-го века. Представленная работа находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, которая специально приобрела эту композицию у автора в 1984-м году. "Работа в металле позволяла и наталкивала меня на создание целых стад, изображенных в разные моменты движения, в разных позах и поворотах", — говорил мастер. Трёхмерные шедевры Андрея Марца находятся в коллекциях более 50 музеев. Среди них музеи России, Германии, Болгарии, Литвы, Эстонии, Киргизии.

Андрей Марц — "Стадо северных оленей", металл, 1980 год
Андрей Марц — "Стадо северных оленей", металл, 1980 год

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие публикации канала. Возможно, у вас также есть друзья и знакомые, которые тоже любят посты про искусство? Тогда не забудьте про специальную кнопку "поделиться". Желаю всем хорошего настроения и удачного дня!