Найти тему
Записки театралки

Несколько слов о тенорах, оставивших после себя мемуары

Довелось мне прочитать две прелюбопытнейшие книги мемуаров. Книга «Его величество тенор» включает в себя мемуары Лео Слезака «Полное собрание моих сочинений» и Петра Райчева «Жизнь и песня». Вот обложка:

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Певцы пели в начале-середине ХХ века. Книга Слезака датируется 1921 годом, книга Райчева – 1950-м.
Нет смысла пересказывать эти книги.

Меня восхитило то, какой репертуар пели эти два тенора! Слезак дебютировал в 23 года, и не в какой-нибудь второстепенной партии, а в партии Лоэнгрина! Не могу представить себе, кто в наше время получит такой дебют в таком возрасте…

В книге есть фотография певца в роли Зигфрида – ну, чисто мальчишка -) Слезак в начале карьеры пел, скажем, и Радамеса, и Арнольда. У меня сложилось такое впечатление, что за свою карьеру он спел всё -)) Книга написана с большим юмором – Слезак по жизни был большим «приколистом», как теперь говорят.
Петр Райчев учился в России и в Италии. В книге рассказывается о встречах Райчева с выдающимися деятелями русской культуры. Он был знаком с Ф.Шаляпиным, Г.Баклановым, А.Неждановой, И.Репиным, Л.Андревым, В.Маяковским, М.Горьким, К.Станиставским, В.Немировичем-Данченко…

До сих пор не могу понять – почему я раньше не слышала об этом певце? Стыдно мне стало ((( Пел он обширный репертуар, в том числе и русские оперы.

У Райчева очень интересно написано об итальянской клаке. Очень сильна она была в Неаполе. Клака забирала 10% гонорара певца или…или певец был «захлопан» (никто не свистел- фи, это так некультурно!). Хлопали впопад и невпопад, и к концу спектакля публика уже негодовала. Скандал был обеспечен. Но клака могла и помочь певцу, если он был нездоров и боялся, что «не вытянет» финальную верхнюю ноту. Дирижёр был предупреждён, и эта нота «тонула» в овациях зала и форте оркестра. За небольшую доплату клака могла организовать обморок какой-нибудь экзальтированной дамы в какой-нибудь патетический момент оперы -)) На одном из представлений «Богемы» в Барселоне (клака – явление международное) Райчев вынужден был петь простуженным. Он не просто спел спектакль, но даже бисировал арию. Клака обеспечила ему такую овацию, что финал арии было просто не слышно -)

А вот обложка книги Н.Гедды:

Книга вышла в 1983 году. Фото из свободных источников
Книга вышла в 1983 году. Фото из свободных источников

Как это обычно бывает, в своих мемуарах певец практически не упоминает о других тенорах, певших в его время. Зачем? Ведь партнёрами у тенора бывают сопрано, меццо, басы и баритоны. Наверняка Гедда имел что сказать и о Дель Монако, и о Корелли, и о Бергонци, и о Ди Стефано…И всё же о Корелли он вскользь упоминает – в связи с премьерой «Вертера» в Метрополитен в 1971 году. Как известно, Корелли пел премьеру, хотя её поначалу предложили готовить Гедде. Тот отказался – не хотел в данный момент своей карьеры петь французскую оперу.

Гедда очень самокритичен в своей книге. Главная тема её вынесена в заглавие: дар не даётся бесплатно. Певец работал над собой на протяжении всей карьеры. Бывали в его жизни разные моменты, но всегда главным для него оставалось пение.

И ещё. И Слезак, и Райчев, и Гедда в детстве и юности испытывали нужду. Семьи их были небогаты – и это ещё мягко сказано. Но близкие люди не дали пропасть их дарованию. Слезак был сыном мельника, Райчев - сыном крестьянина, хотя и зажиточного (по местным понятиям). Гедда вообще воспитывался в приёмной семье – его взяли к себе тётка по отцу и её муж. Родители решили сдать ребёнка в детский дом (он родился вне брака), но Ольга и Михаил Устиновы через шесть дней забрали его к себе. Всю жизнь Гедда ощущал себя «брошенным», и это очень повлияло на его характер.

Стала вспоминать мемуары других теноров. В своё время вышли книги С.Я.Лемешева, Пласидо Доминго, Марио дель Монако. А что ещё можно почитать из мемуаров, вышедших в последние лет 10-15?

Буду благодарна за подсказку :)

Мемуары
3910 интересуются