Найти в Дзене

Отличаем ямб от амфибрахия: гид по стихотворным размерам

Оглавление
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить"

А вы можете?

Разбираемся с самыми популярными стихотворными размерами и не только

Итак, стихосложение. Или версификация?

На самом деле это одно и то же, и если мы разложим сложное слово «версификация», то получим то же самое - латинское versus — стих и facio — делаю.

Итак, стиходелание.

Все началось с античности. Тогдашние поэты не читали, а пели стихи (поэтому и носили всегда лиру; поэтому поэзия и называется лирикой). А чтобы хорошо и красиво петь, нужен ритм. И так получалось, что если чередовать долгие и короткие звуки, то песнь становилась особенно красивой и звучной. А если их повторять, то получалось ещё красивее. В общем-то так и появились стихи.

-2

Любопытно, кстати, что у истоков появления стиха стояла отнюдь не рифма. Очевидно, это и объясняет существование белого стиха. Рифма тогда была желательна, но не очень обязательна.

Но позже одна за одной появляются другие системы стихосложения.

Первая – силлабическая.

В ней главное – слог. Сколько слогов было в первой строчке, столько же должно быть и во второй. И в третьей. И так далее. Обычно их было 11 или 13. Стихи это были религиозной направленности или поучительные, как например у первого русского поэта Симеона Полоцкого.

Но были и исключения. Например, Антиох Кантемир любил в своих стихах пошутить над церковью и ее порядками. А ещё он любил экспериментировать и хотел разработать новый способ слагать стихи, так как в этом ему было уже тесно.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.

Антиох Кантемир

Силлабическая система была хороша для языков с устойчивым ударением. Например, французского, где все падает на последний слог, или чешского с польским. В русском же языке ударение беглое и подбирать слова под нужное количество слогов было утомительно.

-3

Так появилась тоническая система.

Название исходит от греческого tonos – напряжение, ударение. В данной системе главное – ударение. Фиксируется число ударных слогов, а вот безударных в сроке может быть сколько угодно.

Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.
(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)

Но эта система тоже не продержалась долго. Ее почти забыли, пока в начале 20-ого века к ней не вернулись творцы нового языка зауми.

А на арену выходит силлабо-тоническая система.

Заслуги по выработке силлабо-тонической системы приписываются Тредиаковскому и Ломоносову. Теперь значение имело все – и ритм, и слоги, и ударения, и рифма. Эта система оказалась такой удобной и живучей, что ей пользуются до сих пор.

-4

В основе силлабо-тонического стихосложения лежит стопа. Нет, не та, что на ноге, а та, что ударный слог и стоящий рядом с ним безударный. Стопы повторяются и создают стихотворную строку.

Сначала появились только двухстопные размеры: ямб и хорей. Но так как в них ударение могло падать либо на один слог, либо на другой, то слова нужны были одно-, двух- или в крайнем случае трёхсложные. Ещё Ломоносов замечал, что писать так «трудновато». В русском языке много длинных слов, а двойных ударений нет. Так появились трёхстопные размеры.

Кстати, о размерах.

У вас какой?

Ямб – ударение на второй слог

-5

Хорей – ударение на первый.

-6

Лично я запоминаю так: в слове «хорЕй» ударение на второй слог, а в слове «ямб» он вообще один. Так вот, все надо наоборот. Ямб на второй, хорей на первый.

Дактиль – ударение на первый (как и в самом слове)

-7

Амфибрахий (мой любимый) – не спрашивайте, почему так называется. Хотя ладно, спрашивайте. Все из греческого, переводится как «с двух сторон краткий». Так, кстати, и есть.

Амфибрахий – ударение на второй слог.

-8

И анапест – ударение на третий.

-9

Запоминать предлагают так:

ДАМА

  • Д – дактиль. Стоит первым, ударение на первый.
  • АМ – амфибрахий. Стоит вторым, ударение на второй
  • А – анапест. Стоит третьим, ударение на третий
-10
Ну а если вы сейчас чувствуете себя как на этой картинке, то для вас бонус!)

Изюминка на торте – немного о стихосложении восточных культур.

-11

Стихи, как вы знаете, пишут не только в Европе. И наверняка вы знаете великого персидского поэта Омара Хайяма. У него тоже были стихотворные произведения, но слагал он их, разумеется иначе.

Арабская система стихосложения называется аруз и состоит в чередовании долгих и коротких слогов. Одна из наиболее популярных форм аруза – четверостишия «рубаи». Обычно рубаи строятся по схеме: aaba, то есть рифмуются первая, вторая и четвертая строки.

Пример:

Великодушием отмечен царь державы:
Он стрелы золотом украсит день кровавый,
Чтоб саван для себя сумел добыть убитый,
А раненый - купить лекарственные травы.

-12

Другая форма – газель или газелла. Состоит из рифмованных двухстрочий по схеме: aa ba ca dа

Например:

Не для насилья и убийств мечи в руках блестят:
Господь не забывает зла и воздаёт стократ.
Не для насилья и убийств куется правый меч,
Не ради уксуса лежит в давильне виноград.
Убитого узрел Иса однаждй на пути,
И палец прикусил пророк, унынием обьят.
Сказал: "Кого же ты убил, когда ты сам убит?
Настанет час, и твоего убийцу умертвят".
Не прошеный, в чужую дверь ты пальцем не стучи,
Не то услышишь: в дверь твою всем кулаком стучат.

В арузе много других вариантов стихосложения, которые не знакомым со спецификой языка понять сложно, поэтому ограничимся этим и поговорим о японских стихах.

-13

Приветствуем хокку!

Или, как правильнее говорить, – хайку

Хокку были предшественниками хайку, имели пять строк и писались обычно очень ограниченным кругом лиц, близких императору. Хайку, разработанные в конце 19-ого века, стали демократичнее.

Поэты, пишущие хайку, называются хайдзины. Самым известным хайдзином считается Мацуо Басё.

-14

Оригинальное хайку состоит из 17 слогов и пишется в один столбец. В переводе на европейские языки эта специфика теряется и хайку становятся трехстишиями (5-7-5 слогов в каждой строчке).

Особый смысл и уникальность хайку в способности описать момент. Для хайку не важно, есть у вас рифма или нет. Главное – уметь описать в 17 слогах то, что вы чувствуете прямо сейчас. Обычно хайку пишутся на природе и передают красоту этого мира.

Надо сказать, что 17 слогов это очень мало и поэтому каждое слово приобретает особый вес. Уметь сказать многое в малом – вот смысл хайку.

Несколько примеров хайку:

-15

Вот и все.

Надеемся, теперь вы стали больше разбираться в стихосложении и немного теории подвигло вас к написанию чего-то на практике. Можете потренировать отличия ямба от хорея, сочиняя стихи в комментариях или помедитировать и попробовать написать хайку: лирическое или юмористическое.

Будем очень рады видеть ваши стихотворные эксперименты в комментариях!

Отдельное спасибо за лайк и подписку на канал :)

#сквозь_призму_истории #стихи #стихосложение #япония #персия #литература #история #языкознание #пишемстихи