-Мы с господином художником в некотором роде и есть самоубивцы. Бои шли уже совсем близко к деревне и монастырю. Художник решил увести детей подальше. Настоятель дал лошадь с телегой, чтобы было не так тяжело. Мы уходили рано утром. Самых младших я вёз на телеге, но всё равно двигались медленно. Хуже всего было то, что нельзя было с телегой пробираться лесными тропами. Если бы мы знали…
Предыдущая часть здесь.
Брат Никодим становился всё скупее на слова.
Коротко поведал о том, как вышли на открытую дорогу. О том, как в небе появились чужие самолёты.
-Художник велел людям бежать в кусты, да в них не сильно-то было. Где спрятаться. Сам он стал младших снимать с телеги и под ней их прятать. Я же, грешный, попытался лошадку выпрячь. Не успел. Видел, как художник упал, мальчишку собой накрыл. Это последнее, что рассказать могу. Может, он и успел мальчику рисунок тот отдать, чтобы не пропало спрятанное безвестно.
-А мальчик этот – он тоже здесь?
-Нет, на счастье, уцелел тот отрок. Спас его художник, своею жизнью спас.
-Разве это самоубийство?
-Мне не ведомо. Но мы с художником вольны ходить, даже и днём. Другие не могут. Мне особо-то и не надо. Я привык молитвой утешаться и других, кого с нами вместе в тот день схоронили, учу. А господин художник здесь мается. Невмоготу ему. Признался раз по секрету, что не таким он себе мир представлял.
-А каким?
-Чистым. Как на картинах.
-Вы видели его картины, брат Никодим?
-А то как же? Приходилось. Не все, но видал. Настоятель-то почему привечал господина художника? У него среди картин иконы были. Мало кто отваживался в те годы иконы-то писать, а Илья мог. Не пугался, значит. И старые, монастырские, подновил. Как он называл – реставрировал. Он ведь у итальянских мастеров в учениках был, мастерство их, однако, хорошо перенял. Но у него и другие картины были, полотнами он их величал.
-Не картины ли вы с ним в подземелье спрятали? – спросил Фёдор.
-Про то мне не ведомо. Самому так думалось не раз, но не знаю, не знаю.
Уважаемые читатели! Те, кто уже знаком с каналом Либерио, скорее всего, поняли: здесь – продолжение истории Фёдора Найдёнова из рассказа «Лозовиха». Для тех, кто случайно впервые открыл мой рассказ: Фёдор – обладатель наследственного дара, позволяющего ему видеть умерших и разговаривать с ними. Волей случая Фёдор стал кладбищенским сторожем, вот тогда-то и началась эта история…
Фёдор был уверен, что не случайно судьба привела его на полузаброшенное сельское кладбище. Не только подземные ходы сейчас его волновали. Художник, картины, реставрация полотен – от этого так и веяло дневником Елены Анненковой, теми старыми тайнами.
Потому Фёдору так не хотелось уезжать, не встретившись с художником Ильёй. Но тот как в воду канул.
-И часто он так уходит? – спросил Фёдор у брата Никодима.
Старик, хоть и говорил, что привык и не скучно ему здесь, всё же рад был новому человеку и с Фёдором расставиться не торопился.
-Частенько. Иногда и по нескольку дней пропадает. Душа его мается…
Вернулись Гробокопатель, Иван и Фотий. Каждый нёс с собой по букету полевых цветов.
Все вместе они, как смогли, навели порядок у братской могилы. Положили цветы.
День заканчивался.
Телефоны всё чаще напоминали – дома ждут. Брат Никодим, удивлённо приглядывавшийся к маленьким, непонятным для него штуковинам, всё же уловил суть и предложил:
-Не тревожьте уж близких своих, поезжайте. Придёт художник – передам ему, кто его искал.
-Нам бы с ним увидеться, - сказал Фёдор.
-Так и увидитесь. В другой раз. Вы мне скажите, когда ждать вас, а я уж передам, чтобы не отлучался.
У Ивана в очередной раз замигал телефон (звук был выключен).
Звонила Татьяна Вадимовна – узнать, всё ли в порядке.
-Ну хорошо, - сказала она, услышав заверения сына, что ничего не случилось. – Жаль, что не удастся поговорить вечером. Ксюша накормит тебя ужином.
-А ты? – удивился Иван.
-Ксюша тебе всё расскажет.
Несмотря на её бодрый голос, Иван занервничал. Что-то от него скрывают, потому Ксюха и не поехала с ними сегодня, предательница!
Начало рассказа «Слепой» здесь.
-Надо возвращаться, - решил за всех Фёдор. – Мы ведь ещё приедем!
В машине он, стараясь выбирать очень обтекаемые фразы, рассказал о том, почему на кладбище появилась братская могила. Он пытался переключить внимание спутников на художника и догадки о том, что им повезло найти план подземелий, и при встрече Илья обязательно поможет им найти спрятанные там картины – Фёдор уже не сомневался в том, что именно спрятано было в старых подземных ходах.
Фотька тесно прижался к Фёдору и шёпотом сказал:
-То, что там случилось – это ещё страшнее, чем Лозовиха. Да, папа?
-Но ведь мы победили Лозовиху, - напомнил Фёдор.
-А наш народ победил врага, - поддержал его Гробокопатель. – Добро побеждает зло, Фотька. Не забывай об этом.
Дальше ехали молча, не только потому, что устали. Сперва Максим отвёз Фёдора с сыном, потом настала Ванина очередь.
-Рано Фотию в такие дела ввязываться, - покачал головой Гробокопатель.
-Разве тебе сейчас – легче? – спросил Иван.
-Мне? Я привык. А вот ты, похоже, мою профессию не выберешь.
-Я свою профессию ещё раньше раньше выбрал, - честно сказал Ваня. – Но помогать на раскопках не перестану.
-Знаешь что, - предложил Максим, - не знаю, когда именно, но хоу я съездить в Самару. К родственникам Рейни. Очень уж меня это задело – как так? Его, получается, из памяти стёрли, а со старых фотографий след не убрали? Не даёт мне это покоя. Поедешь со мной?
-Поеду, - тут же согласился Иван, хоть и задумался, что скажут мама и Ксюха.
-Вот и хорошо, - беспечно сказал Гробокопатель – уж он-то был свободен, как ветер.
Продолжение здесь.
Жду ваших комментариев, критики и предположений)))