Найти тему
СМК-консультант

3.8 Как же всё-таки заставить работать эту окаянную СМК?

Вот ведь как бывает: создали в организации отдел менеджмента качества, набрали туда красивых девчушек, они написали много красивых стандартов... А не работает: нет ни менеджмента, ни качества. И народец-персонал злонамеренно не желает поклоняться Великому циклу PDSA и вообще хочет коммунизма. Коммунизм, напомню, это когда от каждого по возможностям, и каждому, нет – не по щам, а по потребностям...

Что же делать с этою СМК, когда вроде бы (как в анекдоте) и колеса уже попинали и фары давно протерли?

Всё чрезвычайно просто – нужно чтобы в высшем руководстве завёлся лидер. Желательно, генеральный. Без этого – красивые стандарты покроются пылью и пожелтеют, красивые девчонки сбегут в отдел труда и зарплаты.

Будет воля «первого» - будет СМК функционировать, как часы. Нет настоящего «первого» - можно не дергаться. Есть, конечно, слабая надежда на ВП – но, у них свои задачи.

Рассмотрим ситуацию, когда Вам повезло и у Вашего «первого» есть желание и воля возвести в организации здание СМК. Понятно, что тут-то и пригодятся документированные «средства поражения лени и разгильдяйства», которые мы с Вами рассматриваем на этом канале.

И один из первых вопросов, который возникает: а как оценить качество труда трудящегося? Ладно, рабочий – норма есть, брака нет и хорошо! А остальные?

Остальных целесообразно оценивать по какой-нибудь «умной» процедуре. Например: «Оценка качества труда». Это может быть и СТО, и положение, и регламент. Некоторые проворчат: как забодали с этими показателями! Но без них - никуда: учет, контроль и проверка исполнения, дедушка Ленин верно говорил...

Какие термины нам понадобятся?

исполнитель: Лицо, практически реализующее решения, распоряжения, задания, свои функциональные обязанности, другие управляющие воздействия и несущий непосредственную ответственность за их исполнение.

коэффициент качества труда: Условная величина, предоставляющая возможность количественно отразить уровень качества труда исполнителя.

мотивация персонала: Комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников.

Как правило, целями реализации процедуры оценки качества труда являются:

  • обозначение высшим руководством границ недопустимой деятельности (бездеятельности) в рамках СМК;
  • создание условий, способствующих проявлению положительных качеств персонала;
  • повышение ответственности и заинтересованности персонала за качество выполненных работ.

Реализация процедуры оценки качества труда может позволить:

  • обеспечить осведомленность соответствующего персонала о своем вкладе в результативность системы менеджмента качества, включая пользу от улучшения результатов своей деятельности;
  • обеспечить повышение вовлеченности соответствующего персонала в деятельность по улучшению.

Сама процедура оценки качества труда может включать следующие этапы:

  • организационное обеспечение процедуры;
  • реализация процедуры;
  • контроль реализации процедуры;
  • действия по результатам контроля.

Алгоритм реализации процедуры может выглядеть так.

-2

Организационное обеспечение процедуры

Разработку и оформление показателей и критериев для оценки качества труда, их актуализацию производят, как правило, экономисты.

Показатели и критерии для оценки качества труда могут устанавливаться:

- стандартом;

- коллективным договором.

К организационным мерам для обеспечения реализации процедуры оценки качества труда можно отнести следующее:

  • подготовка проектов необходимых приказов;
  • разработка коллективного договора (при необходимости) и доведение до персонала коллективного договора;
  • обеспечение подразделений и должностных лиц бумажными (электронными) носителями (журналами) для осуществления учета оценок качества труда персонала.

Реализация процедуры

Как вариант, оценку качества труда персонала можно производить на трех уровнях:

а) первый уровень - организация;

б) второй уровень - цех (отдел, служба);

в) третий уровень - участок (бюро).

Оценка качества труда персонала на третьем уровне производится мастером, контрольным мастером, работником контролирующей структуры (ООТ, ОГМех, ОГЭ, ОК, ПЭО, БМК и др.).

Оценка качества труда персонала на втором уровне производится начальником цеха (отдела, службы), работником контролирующей структуры (ООТ, ОГМех, ОГЭ, ОК, ПЭО, БМК, ОТК и др.).

Оценка качества труда персонала на первом уровне производится руководителем, контролирующем исполнение решений, руководителем контролирующей структуры.

Качество труда персонала оценивается при помощи ККТ. Максимальная величина ККТ равна единице.

Вариант.
Вариант.

Качество труда исполнителя оценивает непосредственный руководитель подразделения, учет ККТ ведет руководитель подразделения, либо лицо, им назначенное.

ККТ исполнителей может определяться индивидуально по следующим показателям (понятно, что у Вас в организации могут быть свои показатели)

Далее информацию о качестве труда каждого исполнителя необходимо учитывать в журнале оперативного учета, который ведется руководителем СП, либо лицом им уполномоченным. Общий ККТ исполнителя подсчитывается обычно по итогам работы за календарный месяц.

Для категорий исполнителей первого уровня ККТ учитывается секретарем на основании отчетов об исполнении решений (выполнении работ), представляемых исполнителем.

Информация и материалы о качестве труда исполнителей первого уровня по окончании календарного месяца (до 3 числа) представляются секретарем «Первому», а информацию и материалы о качестве труда исполнителей иных категорий (по принадлежности) представляет на рассмотрение руководителю подразделения лицо, ответственное за учет ККТ.

В зависимости от величины ККТ устанавливается шкала величины материального стимулирования (размера премии) для всех категорий исполнителей, приведенная в секретной таблице.

-4

Не забываем про риски процедуры

-5

Не факт, что предлагаемая «волшебная» процедура будет панацеей, но порядок с исполнением принятых решений навести поможет.

Пример готового стандарта организации по оценке качества труда можно посмотреть:

- для СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2015 – здесь;

- для СМК по ГОСТ РВ 0015-002-2020 – здесь.

Актуальный перечень ранее опубликованного на канале (со ссылками) можно посмотреть/скачать.

16.09.2021