За некоторое время до старта серии в СНГ, различные зарубежные издательства предлагали зарубежным же читателям тематические автомобильные журналы с вложением - масштабной моделью автомобиля, которому посвящён выпуск. Это были серии, посвящённые отдельным автомобильным маркам, отдельным моделям автомобилей, это были серии про служебные автомобили, автомобили-такси, спортивные автомобили. Среди выпусков, посвящённых иномаркам, нашлось место и нашим автомобилям.
Так, один из выпусков журнала про автомобили-такси был посвящён московскому такси. И именно так появилась первая промышленная масштабная модель двадцать первой «Волги». В другой серии, выходившей в Италии, был выпуск про советский вездеход ГАЗ-67Б. В серии про автомобили Джеймса Бонда вышел ЗАЗ-965А, ВАЗ-2103, ГАЗ-31029 (позже в серии были и другие советские автомобили, но вышли они уже в пору Автолегенд).
Рано или поздно, серии с таким содержанием должны были появиться и у нас. И они появились
«Автолегенды» - авто-легенды?
В России эта серия в полной мере стартовала в 2009 году.
Каждый выпуск посвящён конкретному автомобилю. Иллюстрированный журнал содержал краткую историю и описание автомобиля.
Также на страницах журнала публиковалась биографии наших конструкторов, художников-конструкторов и дизайнеров. Была рубрика, описывающая исторический контекст, в котором разрабатывался и выпускался автомобиль.
Прилагающаяся к журналу масштабная модель (в масштабе 1:43) давала представление об облике и конструкции автомобиля, которому посвящён выпуск.
Как над многими печатными изданиями, над созданием «Автолегенд» трудилось и трудится большое количество специалистов
Из наших соотечественников - Александр Павленко, Максим Шелепенков, Константин Андреев, Николай Марков, Сергей Ионес, Егор Карпунин, и многие-многие другие известные и видные специалисты в вопросах автомобильной истории, автомобильной практики и автомобильной журналистики.
Долгое время в первой версии журнала присутствовали детальные фотографии сохранившихся до наших дней автомобилей - их предоставляли для съёмок владельцы и организации.
Вторая сотня выпусков получила иллюстрации в виде рендеров 3D-моделей, выполненных Наилем Хуснутдиновым и его коллегами. Таким образом только для первой сотни выпусков были сфотографированы 100 разных советских автомобилей! Пусть среди них были единичные экземпляры, но тем не менее, один лишь этот факт показывает, что история советской автомобильной промышленности шире суждений о том, кто и что у кого скопировал.
Параллельно шла замечательная серия «Автомобиль на службе».
Эта серия была построена несколько по другой схеме: в журнале кроме информации про автомобиль, публиковалась история службы, к которой автомобиль относится. И, конечно же, к журналу прилагалась масштабная копия автомобиля в соответствующей ливрее и комплектации. В некотором плане эстафету выпусков про професии автомобилей переняли особые подсерии «Милиция», «Спорт» и «Такси».
Цветовое разнообразие вносила серия «Лучшее».
Особняком разместились серии «Автобусы» (ограничилось одним выпуском) и «Грузовики».
Кроме выпусков, посвящённых сугубо советским автомобилям, были выпуски и про автомобили стран СЭВ, а также про дореволюционные, постсоветские и современные. Нашлось в серии место и знаковой заморской иномарке - FORD-AA (1929) - предшественнице тех Советских Фордов, которые позже собирали и выпускали сразу на нескольких заводах. Ещё был автомобиль, поставлявшийся в рамках программы ленд-лиза.
Иногда возникал вопрос о том, насколько название серии соответствует содержанию. Что более легендарно - единичный прототип АЗЛК, воспетый в иллюстрациях Александра Захарова на задней обложке журнала «За рулём» или автомобиль «Жигули», который был у дедушки? «Волга» из 2000-х годов или «Руссо-Балт»?
У меня такой вопрос не возникал и не возникает - любой автомобиль, как общественно значимое явление, рано или поздно обрастёт легендами. Далеко за примерами ходить не надо: так, некоторые из современных автомобилей, которым посвящены выпуски в рамках новой серии «Автолегенды. Новая эпоха» успели обрасти мифами и легендами ещё до начала серийного производства! Легендарными и (или) знаменитыми им стать ещё предстоит, это вопрос времени и распространения информации. И, конечно же, немалый вклад в распространение журнала может сделать возможность подписки.
Влияние на общество
Первые выпуски журнальной серии вернули многих коллекционеров и моделистов обратно - в подзабытое хобби. Кто-то же и вовсе начал формировать свои коллекции впервые именно из приложений к выпускам «Автолегенд СССР».
Мастера и умельцы на основе вышедших в журнальных сериях моделей создавали и создают свои варианты, в том числе и такие, которые до сих промышленно не выпускались.
Появление в продаже свежих выпусков (особенно когда была задана ясная периодичность) формировало ощущение стабильности.
Ведь это замечательно, когда есть возможность, например, через субботу зайти в киоск и приобрести за умеренную плату очередной выпуск полюбившегося журнала.
Со временем, конечно, эти бодрые вояжи трансформировались в скоростные забеги за свежим выпуском (тиражи снижались).
И ценник не становился ниже. Но самое главное - многие соотечественники открыли для себя новый значимый интерес!
Формировались знакомства как с работниками торговли, так и с другими покупателями. Клубы коллекционеров получили приток новых участников.
Разрастался глобальный интерес к коллекционированию моделей автомобилей. Кто-то всерьёз заинтересовался «номерными». Кто-то получил в коллекцию такие модели автомобилей, о которых ранее даже мечтать не приходилось - такие вряд ли бы где-то и когда-то ещё выпустили.
Силами прославленных авторов становилось меньше неправдивых домыслов об истории советского автопрома и всего, что с ним связано. Кроме того, журналисты, готовя материалы для новых выпусков, работали в архивах и обнаруживали ранее не публиковавшиеся для широкой общественности материалы. Что-то из найденного было опубликовано в тематических периодических изданиях, и, наверняка, что-то мы ещё увидим на страницах фундаментальных изданий.
Косвенно это повлияло на интерес к советским автомобилям в разных соцсетях: за прошедшее время число подписчиков нашего сообщества про советские автомобили выросло в несколько раз, приближаясь к числу 100 000.
В этом контексте вижу замечательным тот факт, что серия, начавшаяся в 2009 году, продолжается до сих пор!
Так пусть серия процветает, живёт и развивается. Да здравствуют #автолегенды !
А коллекционерам я пожелаю ресурсности и оптимизма :)
Пусть хватит и журналов и на журналы.
Благодарю за внимание!
#авто #автолегенды ссср #deagostini #хобби #коллекционирование #социальная психология