Одни считают, что выражение «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» появилось в гоночной среде в 1950 году, а другие считают, что выражение возникло гораздо раньше и изначально подразумевало вовсе не метафору, а абсолютно прямое значение.
Гонки "Формула-1"
Победителям состязания дарят шампанское и это традиционно транслируют по телевизору. Таким образом, шампанское символизирует успех и победу. Гонщику необходимо рисковать, чтобы добиться победы.
Шампанское начали вручать призерам с самого возникновения «Формулы-1» – в 1950 году. Тогда один из первых этапов чемпионата мира, гран-при Франции, проходил в городе Реймсе – столице провинции Шампань.
Спонсорами французского этапа чемпионата выступали производители шампанского, двоюродные братья Поль Шандом Мает и граф Фредерик Шандом де Брайем. Победителем гонки стал Хуан-Мануэль Фанхио, которому была вручена трехлитровая бутылка шампанского марки «Моет и Шандон».
Выражение получило свое распространение. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское» – этим емким выражением некоторые люди описывают свое отношение к риску и необходимости на него идти. Только поставив на кон что-то дорогое и ценное можно рассчитывать на сопоставимую выгоду.
"Вдова Клико"
Вторая версия – поговорка возникла во Франции. Мадам Клико в 1805 году в возрасте 27 лет стала вдовой и унаследовала винный бизнес своего супруга – компанию, производящую шампанские вина. Женщина основала бренд «Вдова Клико», который существует до сих пор. Мадам Клико улучшила способ приготовления игристого вина – при ней качество «Шампанское» стало максимальным.
В то же время существовала и одна неприятность. Бутылки с шампанским хранились в погребе и часто взрывались, что могло поранить осколками человека, если кто-то случайно находился рядом. Произошло несколько несчастных случаев с ущербом для здоровья, после которых работники стали заходить в погреб только в специальных костюмах, защищающих их от ранений. С тех пор и появилась поговорка о риске и о шампанском.
Какая из двух версия Вам ближе?