Домовой, история возникновения
Домовой — мифологический хозяин дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи,здоровье членов семьи, животных и плодородие земли.
После принятия христиаства домовых отождествляли с нечистой силой посланной с небес. Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы домовых называли ангелами упавшими с небес. Иногда полагали, что домовой это один из умерших членов семьи, которого Бог послал в услужении в дом, к родне, за свои совершенные грехи. Некоторые полагали что домовых сотворил Бог и отправил служить в каждый дом.
Есть также предположение что домовые возникают со времён жертвоприношения,когда при начале строительства дома полагалось принести жертву. Изначально это была человеческая жертва, которую со временем заменили на животного.
Домового обычно представляли в облике умершего члена семьи, которого похоронили последним. Облику присущи некоторые такие черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши,покрыт шерстью (обязательно в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила о богатстве в доме и о благополучии. Одежда домового — это кафтан синего или зелёного цвета. Если кто то видел в семье домового и он был в чёрном одеянии, все ждали беды- это сулило голодом и болезнями в семье.
Есть предположение, что домовой умеет принимать внешний облик любого члена семьи, домашнего животного, иногда появляется перед людьми в виде (змеи, собаки или кошки)
Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена и муж,некоторые считали что домовой одинок, другие — что состав семьи домового повторяет число членов семьи в доме.
Согласно поверьям белорусов, не вышедшие замуж домовички склоняют к связи с собой человеческих юношей.Домовиха поддерживает порядок и лад в доме хорошей хозяйки, помогает ей в хозяйственных делах, присматривает и качает детей, даёт им какие-то волшебные лечебные травы, поддерживает огонь в доме.
Обитал домовой за печкой, или же на чердаке, некоторые верили что он живёт в хлеву или же специально подвешивали еловые веточки, считая что он должен облюбить это место.
Верили, что без домового в семье обязательно могут произойти несчастья и болезни, и поэтому при переезде на новое место звали его с собой: «Хозяин мой, пойдём со мной». В XIX веке, в некоторых сельских приходах Калужской епархии крестьянин, перебираясь в новую избу, переносил из старой печи в новую горящие угли и приглашал домового в выстроенное жильё, обращаясь к нему с приветом: «Милости просим, дедушка, в новое жильё».В старой усадьбе открывали ворота или лаз из подполья, клали перед ним лапоть и кликали домового, затем вещи переносили в новый дом, а лапоть тащили всю дорогу на верёвочке, где якобы ехал домовой. Первый ломоть хлеба, отрезанный за обедом в новом доме, закапывали в правом углу под избой и снова кликали домового на поселение. Или хозяин с поклоном на восток с свежеиспечённой ковригой приглашал на новоселье домового и оставлял ковригу на припечке, — если поутру коврига оказывалась надкушенной, значит, домовой пришёл. Если взрослый женатый сын переезжал в новый дом, то с ним переезжали дети главного домового. На Русском Севере считали, что чужого домового, который новосёлам может мстить, необходимо выпроводить, а потом звать своего: «Ты уж освободи нам дом, помещение. Хозяева твои уехали, и ты с Богом уезжай». Чужой домовой покидал обычно дом в виде какого-то животного.
Когда строили новые дома, было принято в подпол класть по четыре монеты: на каждый угол дома по одной монетке,считалось что домовой задобриться и не будет строить пакости жителям дома. Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для домового. Считалось, что первый житель дома, или кто первым переступит порог этого дома и станет домовым для дома.
В северорусских сказаниях домовой выступает как хозяин дома, чьи требования нужно выполнять, а гнев смягчать подношениями. По мере продвижения на юго-запад образ домового приобретает черты капризного и проказливого существа, который своими проделками портит человеку жизнь, мучит скотину.
Домовой охраняет благополучие в семье и наказывает ссорящихся, сторожит хозяйство, поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ходит за водой, ухаживает за скотом. Если домовой любит скотину, то чешет гриву и хвост, вплетая красные ленты, кормит и поит, чистит, а нелюбимое животное мучит, заколачивает до смерти, подбивает под ясли. Если лошадь брыкливая, домовой может обидеться на неё и «заездить» — так, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, словно после долгой скачки. Поэтому хозяева покупали лошадей и коров той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. С просьбой беречь скотину к домовому обращались весной перед первым выгоном на пастбище и осенью — когда скот загоняли на зиму в хлев.
Своим поведением или внезапным появлением домовой предостерегает об опасностях, отводит беду. Перед смертью члена семьи воет, храпит, топчется, стучит, хлопает дверьми, мяукает, оставляет на теле спящего синяки, гладит его холодной голой рукой. Перед смертью хозяина дома — появляется в его шапке. Перед пожаром стучит в окно, усердно холит скот — будет падёж, прыгнет с чердака или плачет — к беде; если смеётся, то ожидается счастье. Перед важным событием в семействе домовой садится на грудь спящего.Если в этот момент спросить.
Рассерженный домовой проказничает, прячет вещи, пугает, шумит ночами в подполе или на чердаке, сбрасывает кошку с печи, бьёт посуду, стягивает со спящего одеяло, съедает оставленные продукты, путает пряжу и прочее. Чтобы не рассердить домового следует избегать ссор особенно в хлеву и на дворе, нельзя стоять на мусорной куче, женщине нельзя спать без белья или выходить из дому с распущенными волосами, нельзя ночью работать или кормить ребёнка, ложиться спать без ужина, занимать любимое место домового или ставить туда какие-то вещи.
В западных областях России и Белоруссии считалось, что колдун может наслать на семью чужого «наброжего» или «лихого» домового, который примется приносить вред хозяйству.
Некоторые считали, чтотдомовой может быть близок с женщинами, особенно с молодыми вдовами. Дети, рождённые от домового, умирали до крещения и обитали в подполье и за печкой. Подобно любой нечистой силе домовой мог похищать детей, особенно проклятых матерью. Поэтому в доме с некрещёным ребёнком не тушили на ночь огонь.
Сейчас, домового воспринимают больше как доброго персонажа из сказки, старца с взлохмоченной бородой, который следит за порядком в доме, охраняет благополучие и домашний очаг, оберегает членов семьи от болезней. Который не попадается на глаза, любит пить молоко и есть печенье и шуршать ночью, если ему что то не нравится.