Уже не в первый раз я берусь за какую-то книгу исключительно «по наводке» читателей и подписчиков канала, и почти всегда эти «наводки» оказываются как минимум очень интересными. Так было и с романом Исая Давыдова (настоящее имя Давид Шейнберг) «Я вернусь через тысячу лет». В обсуждении какой-то статьи промелькнуло это название, потом еще, и еще… И вот я уже читаю эту книгу.
Роман был написан в конце 60-х годов и впервые был опубликован в 1969 году. Кто бы сомневался — в плане «технических прозрений» роман отличается весьма характерной для тех лет наивностью. Кстати, если кому сразу захочется пнуть за это советскую фантастику — я могу сходу припомнить ламповые звездолеты Гамильтона и пишущие машинки на звездолетах Саймака. Уверен, что и нынешние «предсказания» лет через 50 будут выглядеть так же нелепо и смешно.
Само собой, некуда деваться и от характерной уже именно для советской фантастики «наивность» именно в описании общества будущего, сиречь коммунистической утопии. Но это как посмотреть. По сравнению с той же «Туманностью Андромеды» эта утопия у Давыдова она куда человечнее и правдоподобнее. И пусть его персонажи довольно стереотипны, они все-таки не совсем ходячие функции представлений об идеальном коммунаре, как у Ефремова — они влюбляются, женятся, завидуют и даже — кое-кто — подличают. А в прекрасной утопии время от времени происходят катастрофы и гибнут люди.
Сюжет романа строится вокруг экспедиции людей будущего на далекую планету, населенную примитивными племенами. Надо заметить, что Давыдов — явный «лирик» до мозга костей, и потому в научной части безнадежно «плывет», даже по тогдашним наивным меркам, иногда заплывая в гавани очень странных идей, наподобие принудительной женитьбы будущих поселенцев, от которой за версту несет евгеникой самого сомнительного толка, или беспрепятственного возникновения потомства от браков хомо сапиенсов и людей, являющихся результатом совершенно другой эволюции. Вроде бы генетику в 1969 году уже реабилитировали? Впрочем, это пустяки.
Главное в другом — проблемы, за которые автор взялся в романе, впечатляют. Проблемы эти можно условно поделить на три категории:
1. Подбор персонала для долговременной колонизационно-прогрессорской экспедиции, из которой не будет возврата
2. Взаимоотношения внутри общины колонистов
3. Проблемы собственно колонизации и прогрессорской деятельности
Насчет первой части я уже вкратце (и не очень положительно) высказался. Помимо принудительной женитьбы в комплект поселенца входят: идеальное здоровье (что понятно), и навыки выживания в экстремальных условиях (что странно, поскольку колония на далекой планете уже основана и вовсю развивается). Интересный момент состоит в том, что земляне понятия не имеют, что и кто именно нужен в колонии — никакой вразумительной связи нет (привет, Эйнтшейн!), и «связные» ракеты прибывают с задержкой в полторы сотни столетий.
Что касается второй группы проблем, то тут никаких проблем. Точнее, проблемы совершенно заурядные. Коммунары двадцать четвертого века ведут себя совершенно как наши с вами современники - ссорятся, мирятся, влюбляются, изменяют женами интригуют ради власти. По-своему это даже интересно, такое радикальное противопоставление Ефремову и его последователям.
Третья категория — самая интересная. Автор подымает очень серьезную проблему, вразумительное решение которой пока не нашли ни писатели-фантасты, ни социологи и философы, а именно: оправдано ли вообще прогрессорство, и если да — то в какой форме? Причем, для пущей наглядности он ставит землян-прогрессоров в самые радикальные условия — то есть прямой конфликт с неконтактными племенами (если кто не знает, что такие племена еще совсем недавно существовали и на Земле, а, возможно, самые последние еще прячутся где-нибудь в джунглях Амазонии и горах Новой Гвинеи). Что делать, если твои, так сказать, подопечные не просто не желают с тобой общаться, а полагают, что ты — зло и должен быть убит, а твое поселение разрушено и разграблено, и единственный метод общения — это отравленная стрела в глаз?
По-моему, единственные советские авторы, сумевшие взглянуть на проблему прогрессорства, так сказать, с другой стороны прицела — это братья Стругацкие, и то они пришли к этому лишь в поздней повести «Волны гасят ветер». Помните?
Ведь сегодня любой ребенок знает, что сверхразум — это обязательно добро!
— Сверхразум — это сверхдобро, — сказал Тойво.
— Ну? Тем более!
— Нет, — сказал Тойво. — Никаких "тем более". Что такое добро мы знаем, да и то не очень твердо. А вот что такое сверхдобро…
А ведь, если задуматься, для неконтакных палеолитических племен мы, с нашей техникой наукой, как и герои романа Давыдова — именно сверхразум, творящий какое-то непостижимое сверхдобро, выходящее далеко за пределы их небольшой вселенной.
Герои романа вроде бы все-таки делают выбор в пользу прогрессорства, хотя выбор этот какой-то вымученный и натянутый — полнейшее непротивление насилию в духе Ганди, и попытка «приручить» враждебных аборигенов посредством создания «карго-культов», своего рода примитивной культурной ассимиляции. Работает все это не очень, и персонажи то переживают (вполне резонно), что такое «прогрессорство» попросту лишает аборигенов собственной истории, то отстреливаются от них и отправляются в изгнание, «цивилизовывать» различные туземные племена — как мормоны или иезуиты.
В общем, роман насквозь пропитан романтикой первооткрывательства — это, конечно, плюс. То что в в эту романтику тихой сапой вползло и расцвело «бремя белого человека», конечно странно, но одновременно и интересно (а куда, интересно, вообще «легендарная» цензура смотрела? Может, она и не такая уже злобная была, как сейчас принято считать в «либеральных» кругах?).
Уже в буквально в наши дни вышли еще два продолжения, и роман превратился в трилогию. К сожалению, подавляющее большинство отзывов сходятся в одном: если бы этих продолжений не было, никто бы не пострадал. Увы, такое иногда бывает.
Поэтому я ограничусь, пожалуй, «классическим» романом. Чего и вам желаю, если вам советская фантастика интересна так же, как мне.
#ссср #фантастика #писатели #книги #литература #из архивов советской фантастики