Найти в Дзене
Sapienti-sat

Финансы в руках директора школы – хорошо это или плохо?

Оглавление

С сентября в пилотных регионах начался эксперимент по внедрению новой системы оплаты учителей. В чём суть изменений и что неудачно в предложенной системе см. в статье «Что плохо в предложенной системе оплаты учителям?»

Однако сейчас речь только об одном аспекте в системе оплаты. Во многих школах фактически все финансы, направленные на зарплату учителям, сосредоточены в руках директора. Для чего это делалось? Хорошо это или плохо?

В чём заключалась идея?

Делалось это, как всегда, с благими намерениями. Идея была такова: директор хорошо знает своих учителей, понимает, кто настоящий профессионал, кто вкладывает много сил и т.п., поэтому по справедливости распределит стимулирующие средства. Директор назначает премии учителям за какие-либо достижения, например, первое место на конкурсе, высокие результаты ЕГЭ, хорошее качество знаний и ещё много за что. То есть кому, как ни директору, знать настоящих профессионалов в своём коллективе. Он заинтересован в хороших учителях, поэтому будет их поддерживать.

Что получилось на самом деле?

На самом деле такие справедливые, умные, заинтересованные в развитии школы директора встречаются сейчас нечасто. Если директор таков, то можно надеяться на справедливость в распределении премий и в целом – в начислении зарплат.

Но, к сожалению, большинство директоров сейчас – менеджеры от образования, цель которых – экономить финансы. Экономят на чём угодно, в первую очередь на зарплатах учителей. И поэтому они не просто не поддерживают умных учителей, а наоборот, стремятся «задвинуть».

Кроме того, огромную роль играют личные симпатии и антипатии директора. Да и свой круг приближённых есть, кому нужно платить. А зарплатный фонд один, поэтому у неугодных можно снимать стимулирующие под разными предлогами или даже без них («нет финансирования»).

Отсюда возникают иногда парадоксальные ситуации, когда одному учителю за подготовку победителя всероссийского конкурса с очным участием платят стимулирующие 500 р., а другому за победителя интернет-конкурса – 3000 р.

Отсюда и неоправданная разница в зарплатах у учителей одной школы, объяснимая не профессионализмом, а хорошими отношениями с директором.

Для директоров зарплата стала инструментом управления коллективом. Те, кто готов отстаивать своё мнение, отличное от мнения директора, сразу же ощущает недовольство директора по снижению зарплаты. Причём положения о зарплате во многих школах прописаны так хитро, что к директору не подкопаешься. Например, встречался такой пункт: «Директор может устанавливать персональный повышающий коэффициент размером до 5 окладов за высокий профессионализм». При такой формулировке эти 5 окладов можно платить по личному усмотрению директора.

К сожалению, благие намерения привели именно к такому результату. Если при новой системе оплаты управление финансами будет в руках директора, то толку не получится. На мой взгляд, должна быть единая прозрачная система начисления обязательных и стимулирующих выплат. Директора не должны иметь отношение к начислению зарплат учителям.