Найти тему

Устарела ли классика и что думает современная молодёжь о Пушкине?

Помнится, задали моей племяннице выучить отрывок из поэмы А. Пушкина. Строк пятнадцать-двадцать. Казалось бы, что там учить. А вот не вышло. Сидели с мамой до полуночи. Эльвинка легла спать со слезами.

— Пришлось почти каждое слово объяснять, — пожаловалась сестра. — Великий поэт оказался непонятым. Дочка спотыкалась, не могла ничего запомнить. Ругала школу, учебную программу. Не спорю, Пушкин — гений. И слог его великолепен. Но только не для современных детей. Как можно такое задавать? Это нереально выучить! Тем более за один вечер. В наше время даже мне показалось странным говорить с ребёнком на таком языке.

«Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». Кто такой ямщик? Что это за облучок?
«Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». Кто такой ямщик? Что это за облучок?

Актуальна ли ещё вечная классика? В школах изучают творчество Толстого, Лермонтова, Гоголя… Только вот почему-то большинство молодых и юных считает эти книги скучными, пережитком прошлого (непонятный язык, устаревшие события) и предпочитает другую литературу.

Ещё весной на семинаре преподавателей русского языка и литературы я познакомилась с учительницей из Екатеринбурга, и мы затронули эту тему. Наталья Петровна разволновалась. Явно задело за живое.

— Это же страшно! — возмущалась она. — Дети зачастую не могут выразить словами мысли и ощущения. Целыми днями — в компьютерах, телефонах… Строчки мелькают, кадры бегут. Книгу в руках держать разучились. Чуть что — сразу гуглят. Задаю читать — обходятся кратким содержанием. В начале каждого учебного года несколько уроков всегда посвящены осенней природе. «Унылая пора, очей очарованье», «в багрец и золото одетые леса». И далее по программе: Тютчев, Есенин, Фет. Как ни крути, надо напрягать воображение, наблюдательность, чтобы не разучиться чувствовать.

О проблеме изучения классических произведений сегодня рассуждают много. Любопытства ради и я решила погуглить. И вот что нашла в соцсетях:

«Современные дети мало читают. Это факт! Но признайтесь, родители, мы ведь тоже читали меньше, чем наши дедушки и бабушки. Сегодня причины — на поверхности: масса доступных и простых развлечений, обилие информации, с которой непросто потягаться даже классике, бешеная скорость жизни. Вот и происходит то, что происходит».

«Если ребёнок читает — будет читать всё, в том числе и классику. Когда в семье к книге относятся с уважением — у него есть шанс».

«Школьники такого не понимают и не запоминают. «Песнь о вещем Олеге», к примеру. Дети в шоке! Родители в панике. С позиции нашего времени словно на другом языке. Может, стоит пересмотреть программу?».

«Жизнь не стоит на месте. Мы можем заставить учащихся зачитать до дыр «Евгения Онегина» или выучить наизусть стихи Горького, но Золотой век остался позади. Это нормальный процесс эволюции. Нашим детям понятнее Стивен Кинг, нежели Пушкин, если они вообще будут читать».

Учительница из Екатеринбурга в том нашем разговоре, к слову, процитировала известное четверостишие из «Евгения Онегина»:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

И прокомментировала:

— Нынче это уже не только стихи, а работа для мозга. У наших детей в голове космические войны с немыслимыми микробами, куча фантазий и ужастиков. Так почему бы не потрудиться над пушкинскими строками? Язык — это время, эпоха, история, душа… Всё гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.

А вот точка зрения профессора кафедры русской и зарубежной литературы КФУ им. В. Вернадского Владимира Орехова, к которому я обратилась с просьбой порассуждать на эту тему:

— Если вызвать интерес, то современный ребёнок усвоит и русскую, и зарубежную классику, какую угодно, точно так же, как это делали десять, пятнадцать лет назад. А возникающие сложности, связанные с восприятием текстов, написанных в XIX веке, пониманием слов, вышедших из обихода, решаются легко. Значения поясняются учителем, а также даются в хрестоматиях вместе с произведениями. Следовательно, это не препятствие. И что касается отговорок, мол, другая эпоха, иные источники информации (Интернет, телевидение) — на мой взгляд, новые широкие возможности даже способствуют углублённому изучению литературы. Можно читать бумажный вариант того или иного произведения (рассказа, поэмы, романа) либо с монитора, с экрана смартфона, как угодно. Сегодня не надо идти в библиотеку. Что касается визуализации текстов — и здесь плюсов больше. Проиллюстрировать — не составляет труда: просто включаем ноутбук и видим живописные полотна, кинематографические работы. Таким образом рождается ассоциативный ряд, ученик лучше усваивает материал.

А что бы Пушкин сегодня подумал о нас?
А что бы Пушкин сегодня подумал о нас?

Все наши интересы формируются постепенно, человек с ними не рождается. Обязанность родителей и учителей — приучить ребёнка к учёбе, показать, что это труд, мотивировать, чтобы стало интересно, объяснить, в частности, зачем нужна классика. Если не способны, не получается — кого винить? Литература моделирует реальность, по существу, она даёт возможность прожить те жизненные ситуации, которые могут встретиться в будущем. Конечно, любой из нас вправе учиться на собственных ошибках. Но безопаснее всё-таки на чужих, ничем не рискуя. Можно просто рассказать, «что такое хорошо и что такое плохо». Но это будет прямая назидательность. Война за Родину — хорошо, а ради военной карьеры — плохо. Ребёнок подобное, как правило, не воспринимает. А литература сама подводит к нужным выводам. Читающий как бы самостоятельно додумывает, что намного убедительнее, крепче проникает в сознание. У Пушкина, кстати, много таких жизненных уроков.

Ещё раз замечу, дети ничуть не изменились. А вот общество стало другим — факт! Навязывает нам идеологию потребления. Удобно, когда люди живут только такими интересами. Но стремление человека к чему-то большему, духовному было, есть и будет. И литература в том большой помощник. Читать книги учили во все времена. И сегодня этот навык следует прививать — точно так же, как и всегда.

Возможно, кто-то останется при своём мнении: нудно читать то, что мхом поросло, классика уже не актуальна. Другие (надеюсь, многие) возразят: а как же вечное, доброе, на чём веками мир держится — живопись, музыка, искусство? Владимир Орехов считает так: классику отвергают те, кто сам мало что понял, читал, и предлагает для начала погонять на своём авто под старинную классическую музыку Моцарта, Бетховена, Чайковского. Или прослушать в дороге повесть Пушкина «Метель». Попробуйте! Наверняка появятся новые ощущения. А может быть, и новые мысли…

Елена ЗОРИНА