13 сентября в 19:30 на канале ТВ-3 состоится премьера детективного сериала «Историк», в котором профессиональный детектив и преподаватель истории (Павел Артемьев) будут раскрывать самые жуткие преступления современности, используя одну интригующую теорию.
Главные роли в сериале исполнили актер, музыкант Павел Артемьев и актриса театра и кино Мария Луговая.
Сентябрь только вступил в свои права, и до премьеры чуть больше полумесяца, но Мария готова открыть нам парочку секретов сериала уже сейчас. А заодно — рассказать об актерской карьере, своей новой героине и опыте работы на съемках «Историка».
— В какой момент вы поняли, что хотите быть актрисой и больше никем?
— У меня была педагог по танцу. Для учеников она была как гуру, мы жили тогда всей этой танцевальной студией. И когда она увольнялась, она мне сказала: «Маша, а тебе надо поступать в театральный институт». Я очень ей верила, и поэтому поступила тогда в Театр юношеского творчества, где впервые столкнулась с театром как таковым, с каким-то представлением о профессии и там уже влюбилась окончательно. Когда заканчивала школу, у меня не было сомнений, чем мне дальше заниматься.
— Вы задумывались, как так вышло — воспитание, врожденная интеллигентность, или…? Каким было ваше детство? Опишите самые яркие воспоминания.
— Мне сложно отвечать на эти вопросы. Наверное, воспитание, среда, в которой я выросла — это все очень сильно повлияло на меня. В том числе музыкальная школа, изучение балета и мои родители, которые всю жизнь занимаются философией. Для меня это норма. Я не знаю, как может быть по-другому. И потом, мне очень повезло — я встретила очень много больших людей, которых могу назвать учителями.
— Занятия скрипкой в музыкальной школе и бальные танцы — это было по любви, или долг послушной дочери? Пригодилось ли это вам во взрослой жизни, в профессии?
— В детстве все, что было связано с музыкой и балетом — это не было долгом. Сейчас я уже понимаю, что мама, наверное, все-таки какие-то хитрости применяла, потому что сама по себе скрипка — очень сложный инструмент. И долгие годы ничего не получалось. Здесь надо иметь много терпения. Мама всегда находила слова ободрения, и это не было шантажом и не сопровождалось приставкой «должна». Маме удавалось меня увлечь и научить важному: для того, чтобы что-то получилось, надо очень много потрудиться. На самом деле, именно это знание мне очень помогает и в профессии, и в жизни.
— А как вам далось поступление в институт? В Питере большая конкуренция в театральные вузы?
— В Питере большая конкуренция, тем более, что у нас один вуз. В Москве их значительно больше. Просто в Москву меня мама не отпустила в тот момент — мне было всего 16 лет. Она сказала, что если в этом году не получится, то в следующем году поедешь в Москву. Наверное, поступление в вуз далось мне легко, хоть я вспоминаю об этом с ужасом. Во мне была уверенность, и, честно сказать, больше такого я в жизни не испытывала. Я перла как танк! Я чувствовала — кто, если не я? В тот год набирали 5 мастеров и 4 из 5 звали меня к себе. Семен Яковлевич Спивак, мой мастер, ничего не обещал. А я очень хотела учиться именно у него: мне нравился его театр, и выбрала его — к третьему туру нужно подавать документы к одному педагогу. Поступила я с первого раза. Наверное, ощущение своей силы мне в этом помогло. Я до сих пор вспоминаю какая же смелая я была.
— Как Москва приняла вашу тонкую, ранимую, возвышенную петербургскую натуру? Тяжело было пробиваться? И где сегодня ваш дом?
— Когда я переезжала в Москву, мне было 25 лет и я уже не была маленькой девочкой. Не могу сказать, что это было спонтанное решение. Такие перемены я не совершаю и не рекомендую делать в эмоциональном состоянии, неважно — в хорошем или плохом. Я дала себе год на размышления и продолжала жить в Петербурге. И подумала, что если за год мое решение не изменится, то я решусь на переезд. На тот период у меня уже было очень много съемок, и несколько последних лет я жила не в Питере и не в Москве, а где-то посередине, и это меня очень сильно изматывало. Самое смешное, когда я переехала в Москву, у меня в течение 9 месяцев не было работы. Я жутко переживала и задавалась вопросом, правильное ли решение я приняла. Но мыслей отступать не было — уже тогда я понимала, что назад не вернусь. Потом как-то все пошло-поехало, появились друзья, жизнь закрутилась, появились съемки, я уже работала в театре в Москве. И сейчас, наверное, мой дом — в Москве. У меня здесь муж, семья, квартира, дом, все здесь. Но Петербург все равно остается самым любимым городом на земле.
— Каким вам запомнится лето 2021-го? Какие самые важные и значимые события последнего времени?
– Лето 2021 года запомнится мне как очень-очень рабочее лето, потому что с декабря 2020 года по август 2021-го и у меня практически не было выходных. И это все на фоне лета. Невероятная жара, которая была в Москве, на съемочной площадке переносилась тяжело. Но у меня была захватывающая и интересная экспедиция в Пятигорск, в Минеральные воды. Очень приятное и чудное лето.
— Недавно у с мужем (Сергей Лавыгин) были дни рождения, как вы их отметили? Что стало лучшим подарком для каждого из вас в этом году?
—– Мы отметили дни рождения в нашем загородном доме с самыми близкими людьми — родителями и друзьями. Это, наверное, для нас было самым главным подарком, потому что в таком сложном съемочном режиме очень не хватает общения с близкими людьми, тихих разговоров не о профессии, объятий, песен и чего-то простого, родного, теплого. И вот это все мы с лихвой получили на наши дни рождения.
— Что вам в последний раз подарило состояние настоящего душевного восторга, такого, когда захватывает дух от счастья?
— Буквально два дня назад у нас был выходной с мужем, и мы поехали на Усачевский рынок, заказали всего, на что падает глаз, и заказали шампанского. Сидели, ели, смеялись, фотографировались. И дух захватывало от того, что мы были почему-то как дети в этот момент: как будто мы были в маленьком путешествии. Такой рынок мог бы быть в Испании или во Франции. Я ела мидии — как будто бы я в Ницце. Вот такая радость и счастье, и дух захватывало от всего этого. И от любви, которая переполняет нас.
— Вы поженились совсем недавно, 25 января 2020 года. Что принес в ваше мировоззрение статус жены? Чувствуете в себе какие-то перемены?
— Я всегда была ЗА институт брака. Мне кажется, что это важный момент в жизни женщины и мужчины. Как говорит моя подруга: «Мужчина получает документ, в котором есть свидетельство о собственности, что это теперь принадлежит ему, и он несет за это ответственность, и ответственность немножко другая». А женщина получает некое спокойствие внутри и другое отношение к себе. Не знаю, как в других странах, но в России пока есть понимание статуса «Я замужем». И люди смотрят на тебя по-другому. Появилось понятие «наша семья», я взяла фамилию мужа и это тоже для меня был важный шаг. Безусловно, изменения есть.
— Правда, что вы давали себе слово не выходить замуж за артиста? Чем Сергей так покорил вас, что вы изменили решение?
— Конечно, у меня, как и у любого артиста, в студенчестве были романы с актерами, с однокурсниками. Я не хотела создавать семью с артистом, потому что очень хорошо знаю изнутри эту профессию — она тяжелая, я знаю какие профессиональные деформации происходят с человеком, который ее выбирает. Мне не хотелось этого. Сережа — особенный. Он артист, но у него минимальное количество этих «актерских искажений». Он сильный, мужественный, защитник и хозяин в доме. И здесь, по-моему, совершенно не важно, какая у него профессия.
— Вы с супругом оба львы по гороскопу. Как уживаетесь в одном логове, кто у вас царь зверей в семье?
— По поводу гороскопов. На самом деле, я делала индивидуальный гороскоп, и оказалось, что я — рак на 9 из 10. Поэтому у нас все гармонично. Царь в доме у нас один — это мой муж. А я, наоборот, рачок-хранитель очага. Для меня очень важен дом. И поэтому здесь у нас тоже все сложилось.
— Наверное, в семейной жизни двух таких любящих и позитивных людей кризисов и недопонимания не случается?
— Все мы люди, и у нас случаются недопонимания и споры. Во-первых, мы настроены на то, чтобы услышать друг друга и умеем держать себя в руках. У нас есть негласное правило: в доме не принято повышать голос и тем более пускаться в оскорбления. Мы пытаемся договориться, услышать друг друга, найти понимание. И чаще всего после этого становится значительно легче.
— Легко ли вы идете на компромиссы?
— Не задавалась этим вопросом. Наверное, да. Потому что я за мир. Когда вы спорите с кем-то, что для вас важнее: победить в споре или разругаться с человеком? Для меня человек намного дороже, чем тщеславное «я была права». Поэтому я иду на компромиссы. Бывают моменты, когда я говорю: «Здесь я не могу пойти на компромисс, для меня это очень важный момент». Я благодарна всегда своему мужу, что он слышит меня и тоже идет мне навстречу.
— Будучи в киноэкспедиции вы писали: «С мужем каждый день, как праздник! Скучаю по нашим глупостям!». А кто в вашей семье отвечает за эти самые глупости и романтическую составляющую? Кто кого чаще балует сюрпризами?
— Кто отвечает за глупости? Наверное, больше всего за это отвечает мой муж, потому что он по природе своей и по жанру, в котором работает, — человек комедийный. Это подразумевает взгляд на жизнь. Этому он учит и меня, и теперь на съемочной площадке я начинаю видеть любую, даже драматическую ситуацию с комедийной стороны. Мой муж может в любой момент меня рассмешить, подурачиться. Это стало важной составляющей нашей жизни. От него очень быстро заряжаюсь.
— Еще немного о личном. Как вам удается сохранять вес и фигуру, такую же, как в 15 лет? Истязаете себя спортом и диетами или это все заслуга генетики?
— Думаю, что отчасти это генетика. Моя мама в прекрасной форме. В моей жизни всегда так или иначе присутствовал спорт: пластика, танцы, сейчас появилась йога. Наверное, это тоже помогает. Специальных диет у меня нет — я ем все, кроме мяса, но по чуть-чуть. Я люблю свое тело.
— Как вы пришли к вегетарианству? Что всегда есть в вашем холодильнике?
— Это произошло случайно. Однажды организм просто отказался от мяса и даже меня не спросил. Мне пришлось просто услышать его и принять это. Никаких убеждений и ограничений на этот счет у меня нет. Врачи часто уверяют меня, что это вредно, но мне так комфортно. И я говорю о том, что если я однажды проснусь и захочу мяса — то пойду и обязательно съем. На данном этапе у нас в холодильнике ничего нет! (смеется) Практически ничего, потому что мы с мужем оба в съемочном процессе — нет выходных и нет времени, чтобы просто сходить в магазин. И мы заказываем готовую еду.
— А теперь о профессиональной жизни. У вас вышло много больших ярких проектов в последнее время, но насколько вы довольны собой с профессиональной точки зрения? Есть у вас своя внутренняя шкала успеха и что еще хотелось бы сделать?
— Честно говоря, я себя не оцениваю. Всегда хочется куда-то двигаться, продолжать развиваться в профессии, ставить для себя новые цели, играть новых персонажей. Каждый раз я выбираю сценарий по принципу «делать то, чего не делала раньше». Например, один из проектов, над которым я сейчас работаю, называется «Нинель». Там я играю 15 персонажей, и для меня это — вызов. Я до сих пор не уверена, справлюсь ли я, но мне очень нравится каждый раз пробовать что-то новое. Повторяться не хочется. Что касается удовлетворенности своей работой, я всегда точно знаю, смогла ли я в этот момент сделать максимум того, на что была способна. Но всегда очень важно отдавать себе отчет, в каких условиях ты был. Мне хочется выложиться на максимум, но, как и у любого человека, у меня не всегда что-то получается. В такие моменты я стараюсь трезво оценить и принять ситуацию. Я всегда смотрю свои работы с точки зрения «работы над ошибками» и делаю для себя выводы. Хотелось бы продолжать развиваться и пробовать новые большие роли — очень много чего не сыграно. Я в каждом интервью говорю, что я мечтаю о роли Жанны д’Арк и жду, когда мне ее предложат. (улыбается)
— Расскажите про свою героиню в сериале «Историк». Это первый следователь в вашей карьере?
— Да. Признаюсь, я получала много предложений сыграть «женщину в погонах».
Здесь меня привлекли сама идея и концепция проекта. Следователь Анна Рыбакова показалась мне неоднозначной: с какой-то болью внутри, сложными отношениями с сыном и с миром вообще. Такой «человек в футляре» — раненый, как и все, и ищущий способ продолжать жить дальше. И тут появляется Изворин (Павел Артемьев), который никак не вписывается в ее «причесанную» правильную жизнь. Но по факту как раз он эту жизнь и приносит. Из-за своей замкнутости, закрытости и зацикленности на работе она забыла о себе как о женщине, о своих желаниях и способности чувствовать.
— Роль потребовала какой-то необычной подготовки? Следователи, как правило, обладают острым взглядом и отличной интуицией, как у вас с этими качествами?
— Никакой подготовки, кроме работы с текстом, не потребовалось. Я не могу сказать, хорошо ли я разбираюсь в людях. Несколько лет назад был момент, когда мне казалось, что люди начали делиться на типажи. Сказалась профессия, которая заставляет очень много наблюдать за людьми и разбираться в их природе. Для меня было открытием, что нельзя клеить на человека ярлык, как только с ним познакомишься — он может тебя удивить. Много раз я составляла ошибочное мнение о людях, и сейчас я не берусь делать какие-то выводы, если я их не знаю.
— Могли бы представить себя на месте своей героини? Есть что-то, объединяющее вас? Какими своими чертами и привычками вы ее одарили?
— Я вряд ли оказалась бы на месте моей героини. Во-первых, потому что она очень сильная. То, к чему она привыкла и на что способна, для меня — страшный кошмар. Я очень впечатлительная, и вид крови вызывает у меня сильную реакцию. Я бы не смогла стать врачом, тем более следователем. Но какие-то черты ее характера, безусловно, во мне есть. Я же ее играю, значит, часть меня: моего опыта, психофизики, души в ней есть. Пожалуй, во мне есть такая холодная жесткость. Я кажусь очень милым человеком, наверное, где-то обаятельным. Многим может показаться, что я очень терпеливый человек. На самом деле, если меня обидеть, я могу быть очень спокойной, жесткой.
— А что касается «внутреннего чутья». Были ситуации, когда интуиция вам помогла?
— Я очень доверяю своему внутреннему ощущению. Я не буду заставлять себя быть в той ситуации или с теми людьми, которые мне не интересны или дискомфортны. Интуиция ли это? Не знаю.
— Мария, чем сегодня вам вспоминаются съемки в проекте «Историк»?
— Мы еще в процессе съемок, поэтому не приходится их вспоминать. Еще не было возможности отстраниться и поностальгировать. Мы в бою, оценим свой труд потом.
— У вас, можно сказать, ангельская внешность. Как вам живется в наше время с внешностью, скромностью и манерами выпускницы «Школы благородных девиц» позапрошлого века?
— Вы меня сильно идеализируете. Я — обычный человек. Я злюсь, ругаюсь, обижаюсь и ошибаюсь. Я чувствую себя героем своего времени (улыбается).
А мы напоминаем, что премьера сериала «Историк», в котором Мария сыграла одну из главных ролей, состоится 13 сентября в 19:30 на канале ТВ-3.