Найти тему
Аня Анина

Как чувствует себя одиннадцатиклассник

Оглавление

ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Поэтому каждый из вас может успешно сдать экзамен.

Это цитата, которую произносит организатор перед началом каждого экзамена. Она призвана успокоить школьника, но от нее лишь больнее, потому что каждый, сидящий в ППЭ (пункт приема экзамена) знает, что она всецело ложная.

Я учусь в 11 классе одной из гимназий своего города. У меня очень хорошие учителя по моим профильным предметам, я несколько лет хожу на предметные курсы, занимаюсь самостоятельно, читаю дополнительную литературу, учувствую в олимпиадах. Я уверена в своих силах и стрессоустойчивости, уверена, что я смогу сдать и русский язык, и те три дополнительных предмета, которые выбрала. И, к сожалению, я не вижу схожей уверенности ни в одном из своих одноклассников, друзей или просто сверстников, а ведь они ничуть не хуже или глупее меня. Давайте разберемся, почему же

Сложность экзамена

Вопрос о сложности ЕГЭ стоит довольно давно. Каждый год задания усложняют: в каких-то предметах медленно и незаметно, в каких-то резко и внезапно, как, например, ЕГЭ по химии 2020 года. Напомню, что тогда прямо на экзамене без каких-то предупреждений от ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений - организация, которая занимается организацией и составлением заданий и структуры для ЕГЭ) дали задания высокого школьного уровня сложности и олимпиадные, аналогичные задачи выпускники ни разу до этого не видели и очень опешили, увидев их в КИМе (контрольно-измерительный материал - листочек, который вы получаете на экзамене). Многие экзаменуемые испытали настолько сильный стресс, что пришлось вызывать скорую, кто-то просто плакал над листочком, но в итоге - сдали плохо. Экзамен по химии в 2021 году сделали чуть попроще, но все же, большая часть КИМа совершенно не соответствует школьной программе и это первое и основное противоречие с цитатой, с которой я начала статью.

Рассмотрим, например, ЕГЭ по русскому языку. Задание номер 26, в котором требуется найти тропы в данном тексте. Вам в школе озвучивали хоть раз вообще слово троп? И мне не озвучивали, пока мы не начали готовиться непосредственно к экзамену. Троп - средство выразительности речи, более-менее известные метафоры и эпитеты, чуть посложнее уже олицетворения, а что насчет оксюморона, метонимии, синекдохи, инверсии, анафоры? Это то, что в рамках школьной программы я не слышала ни разу, даже намека. А в ЕГЭ это есть.

Или задание, в котором нужно написать сочинение. У сочинения есть определенная структура:

  • Вступление
  • Первый аргумент
  • Второй аргумент
  • Желательно третий аргумент
  • Заключение

В каждом из пунктов нужно употребить конкретные слова и конструкции, которые тоже нельзя узнать, если ты не потратил время и деньги на изучение этой темы. Приходиться писать по шаблону десятки сочинений, запоминать критерии, клише-фразы и затачивать руку под конкретный формат. А вот если выпускник сдает еще обществознание или литературу, то там тоже придется писать сочинение, но уже другое, с иной структурой и иными критериями, хотя смысл, по сути, один и тот же - написать свое мнение на одну из предложенных тем. Но автор сочинения замкнут границами восприятия и задумок составителей экзамена, что сложно, больно и грустно.

Естественно, можно возразить: "А как же проверять текст, если нет критериев, по которому его проверять?" Но можно было бы проверять грамотность, орфографию, синтаксис, общий уровень владения языком, а не соответствие каким-то строгим пунктам.

Или в пример можно взять ЕГЭ по химии, о котором я уже говорила ранее. Даже не затрагивая то, что во многих школах качество преподавания предмета довольно печальное, остается фактом, что многие темы и правила из заданий КИМа попросту не включены в школьную программу. Задание номер 24 - задание о химическом равновесии. В учебниках базового уровня нет слов о химическом равновесии, а точнее о принципе Ле Шателье, который требуется применить. Или задачи 34 и 35 - задачи, решения которых в школах тоже не касаются, потому что это очень сложно. Это сложно, но я должна это уметь.

пример задания номер 34 и его решение
пример задания номер 34 и его решение

Резюмируя: уровень заданий из экзамена не соответствует школьному уровню совершенно, это деморализует школьников и им приходиться тратить деньги и силы на пособия, репетиторов, курсы, чтобы сдать предмет на приемлемый балл.

Социальное давление

Довольно тяжело сохранять здравое мышление и спокойствие, когда о предстоящем "ужасе" напоминает всё и везде. В школе учителя говорят, что экзамен близко, что нужно готовиться. Дома родственники говорят, что слышали что-то там, что всё опять в разы усложнили, что тебе нужно больше заниматься, что дочка соседки плохо сдала ЕГЭ, что сын коллеги плохо сдал ЕГЭ, что все плохо сдали ЕГЭ и что ты тоже плохо сдашь ЕГЭ. В новостях заметки, что проходные баллы всё повышают и повышают, что на экзамене усиливают слежку за сдающими, что много людей не проходят даже порог, что от стресса со школьниками происходят жуткие-жуткие вещи. Заходишь отвлечься и отдохнуть в социальные сети, а тут в "тиктоке" реклама курсов по подготовке к экзамену, "вконтакте" реклама тех же курсов, в "инстаграме" реклама, в "ютубе" реклама, в поисковике реклама. Даже на улицах весят баннеры, которые призывают прийти именно в эту онлайн школу и только так ты сдашь экзамен. Куда ни глянь - везде экзамен. С кем ни начнешь говорить - спросят, как же ты готовишься и как ты себя чувствуешь. И убежать от этого невозможно, только если уехать в глухую деревню и спокойно готовиться среди полей и коров, да и там возможно в дверь постучит почтальон со свежей газетой, а в газете заголовок - "Единый Государственный Экзамен"

Это две причины, которые я считаю основными причинами стресса у выпускников. С ними тяжело бороться и тяжело противостоять, остается лишь сжать зубы и пройти такое испытание на силу духа, которое устроило нам любезно министерство образования. Ради нашего же собственного блага, разумеется.