Как фиты стали ключевой формой высказываний артиста?
Сегодня André 3000 играет роль наблюдателя. Некогда большая звезда и участник рэп-дуэта Outkast ушел за кулисы, вступил в клуб бас-кларнетистов и теперь появляется в медиаполе только по особым случаям. В 90-х, в разгар вражды Запада и Востока США, когда в рэп-среде торжествовала жестокость, André носил яркие наряды, расширял границы жанра и громко заявлял о локальной сцене Атланты. Предпочитая теплый фанк забивным ударным, он не только устроил ностальгию по 70-м, но и максимально приблизил хип-хоп к статусу поп-музыки. Финальный альбом Outkast Speakerboxxx/Love Below доказал это, продавшись тиражом более 11 млн экземпляров.
Спустя годы André, которого обвиняли в распаде Outkast, неожиданно вновь обретает популярность в хип-хоп-комьюнити. Фанаты ждут выход новой музыки, хотя сам музыкант не торопится с написанием сольного материала и признается, что не может довести ни одну композицию до конца, а хип-хоп его уже не так и интересует.
В то же время за последнее десятилетие он неоднократно появлялся на фитах с неожиданными артистами, где невольно перетягивал музыкальное одеяло на себя и становился главным персонажем песни. Даже если для этого требовалось всего пара куплетов. Мы выбрали 7 фитов Андре после распада Outkast, чтобы показать, как гостевые куплеты стали ключевой формой его высказываний.
Future – «Benz Friendz»
Одна из самых неожиданных коллабораций André – совместный трек с Future. Две противоположности: кодеиновый гедонист и искренний романтик – скрестили трэп и мягкий хип-хоп, который органично бы звучал на альбоме Outkast. Объединили артистов дорогие машины и девушки, преследующие богатство (в народе – gold-diggers). Андре превратил куплет про автомобиль в большой рассказ о материализме, сравнивая старую Тойоту с хорошей девушкой, которой он остается предан спустя годы отношений. Позднее в 2019 Андре заявлял: «Мы с сыном фанатеем от Future. Future создает самую вдохновляющую негативную музыку на свете».
Rick Ross – «Sixteen»
Песня начинается с мысли о том, что 16 строчек – серьезное ограничение для артиста.
После двух припевов, куплета Rick Ross и нескольких интерлюдий парт Андре кажется бесконечным. Дуэт отошел от устоявшегося формата хип-хоп-композиций с куплетами по 4 строфы, доказав что в жанре необязательно соблюдать строгую структуру.
– объясняет Rick Ross.«Мы только что перешли на следующий уровень. <...> Посчитайте, сколько мы сделали тактов. На этом треке Андре использовал банджо и гитару, а в конце спел. Этот трек просто нарушил все правила создания стандартной песни»,
T.I. – «Sorry»
«Почему мы так стараемся быть звездами, если потом избегаем комментариев», – читает Андре, обращаясь не только к самому себе, но и к слушателям. В отличие от T.I., в своем куплете он успевает извиниться перед всеми: перед мамой («Прости за всю ту одежду, которую ты не могла позволить»), перед Big Boi («Прости за все туры, которые я просрал»), перед бывшей возлюбленной Эрикой Баду («Прости за то, что был молод и выбирал между тобой и тем, что мне предложит оставшийся мир»). Помимо этого, музыкант размышляет о шоу-бизнесе и популярности, которые убили его талант. В конце он насмехается над теми, кто посчитает его куплет, полный жизненных терзаний, скучным: «И какие-то пуссибои в интернете скажут, что этот куплет плох».
Frank Ocean – «Pink Matter»
Камео Андре на двух студийных альбомах Оушена – идеальная возможность для Фрэнка поработать со своим кумиром. И если на Blonde случилась неожиданная коллаборация Джеймса Блейка и Андре, то на Channel Orange Бенджамин просто сыграл на гитаре и исполнил короткий куплет, посвященный женщине и общепринятым стандартам красоты. Хитрая рифма, отсылки к Хемингуэю и оды пышным девушкам – перед нами один из самых незатейливых куплетов André, который в этот раз постарался не перепрыгнуть главного артиста, а дополнить его.
– рассказывает со-продюсер песни Malay.«Это была простая вещь. Наступил момент, когда мы поняли, что приближаемся к завершению записи. Фрэнк сужал круг тех, с кем хотел бы сделать фит. Мы знали, что не хотим, чтобы в записи участвовала целая куча известных артистов только ради того, чтобы они у нас были. Мы действительно решали, кто вписался бы в общую идею проекта»,
James Blake – «Where's the Catch?»
Для André важна близость к слушателю, поэтому он всячески пытается развеять мифы о популярности и признает, что слава не сделала его супер-человеком, а, наоборот, убила в нем творческий потенциал.
«Where's the Catch», в отличие от предыдущих треков, раскрывает психическое заболевание Андре – депрессию, которая заставляет его «заглядывать за кулисы, даже когда все идеально». Сравнивая жизнь с садом, в котором безобидная змея кажется для него опасной, он подчеркивает свой страх: даже когда болезнь отходит, музыкант боится ее возвращения.
Travis Scott – «the ends»
Интересный факт: André должен был стать диктором на альбоме Birds in the Trap Sing McKnight (как T.I. на Rodeo), но в итоге написал только один парт. В куплете первой композиции он вспоминает, как убивали детей на его районе в Атланте, и признается, что не может спокойно жить, пока не залечит шрамы прошлого. Он все еще борется с чувством вины «выжившего» и понимает, что тоже мог стать жертвой (в разгар преступлений ему было 5-6 лет).
Anderson .Paak – «Come Home»
В ожидании выхода альбома проекта Silk Sonic вспомним коллаборацию с Андерсоном Паком – Андре отметился на его последнем полноформатном альбоме Ventura. Согласно Genius, это один из самых техничных куплетов Андре с точки зрения построения рифмы: в куплете 187 из 252 слов (72,2%) рифмуются, а в среднем на один такт приходится 11,4 рифмы.