Чья жизнь дороже: самолёта или его пилота? Если подсчитать, сколько времени и денег требуется для подготовки одного человека к бою в воздухе и одного летательного аппарата, готовому к вылету, то вывод становится очевидным.
Что может БПЛА?
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) не имеет экипажа на борту. БПЛА могут обладать разной степенью автономности — от управляемых дистанционно до полностью автоматических, а также различаться по конструкции, назначению и множеству других параметров. БПЛА могут:
- разведывать опасные для человека места (сегодня это их основная функция);
- наносить удары по наземным и морским целям, перехвата воздушных целей;
- ставить радиопомехи;
- координировать огонь;
- ретранслировать сообщения и данные;
- доставлять грузы.
Развитие "беспилотников"
Во время Первой мировой войны страны-участницы активно экспериментировали с беспилотной авиацией. «Siemens & Halske» в 1915—1918 годах произвела более 100 дистанционно управляемых по проводам планёров, которые запускались как с земли, так и с дирижаблей, и могли нести нагрузку до 1000 кг. Последующие разработки БПЛА имели радиус действия до 200 км и могли нести нагрузку до 150 кг. Это первые упоминания о беспилотниках.
Обрывками истории пролетает крылатая ракета «Фау-1», баллистическая ракета «Фау-2», TDR-1, атаковавшая сидевшее на мели японское судно Соломоновых островах.
А вот операция «Афродита». В ходе этой операции, проходившей на тихоокеанском театре военных действий Второй Мировой войны, американскими военными было проведено испытание БПЛА с целью изучения и практического их применения. С самолётов было снято всё оборудование, обеспечивавшее дополнительную безопасность и увеличивавшее жизнеспособность пилота. На их место была установлена камера и органы дистанционного управления, а вместо вооружения была взрывчатка, превратившая эту конструкцию в некое подобие современных ракет, несущих на себе взрывчатое вещество и управляющихся дистанционно.
Поскольку радиоуправление не позволяло самолёту безопасно взлететь, взлёт осуществляла команда добровольцев — пилот и бортинженер. После взлёта и набора высоты, экипаж приводил в готовность взрыватели, включал систему радиоуправления и выбрасывался с парашютами. Дальнейшее управление полётом осуществлялось с борта сопровождающего самолёта через радио- и телесвязь. Из семнадцати БПЛА долететь до цели, взорваться и нанести значительный ущерб удалось только одному, программа была признана неудачной.
Это лишь обрывки истории, но они показывают, как давно конструкторы задумались о потенциале беспилотных устройств. В каких-то государствах разработки в этом направлении более активные, а где-то не хватает специалистов, которые могли бы научить пользоваться новой техникой, поэтому ей нет активного применения. Но это пока.
Согласны ли вы с мнением, что будущее за беспилотными летательными аппаратами? Позволит ли это сохранить человеческие жизни? Сталкивались ли вы с незаконным использованием дронов?