Найти тему

"Вечная любовь". Про мою историю в такт с музыкой

Пока я больше не танцую танго и не путешествую. Как это надолго, не знаю. Пока не восстановлюсь физически и эмоционально, не разберусь ради чего это всё и где там внутри самое главное.

"А вдруг всё то, что ищем
        обретается при вскрытии
                  телесного родного дорогого себя"
(с) Егор Летов

А пока вставать по утрам совсем не хочется, ибо не за чем.

Ещё с февраля висит в черновиках недописанных дневник про лыжный марафон на г. Ослянка. Планирую собрать себя вокруг ноутбука, вытащить изнутри всю "прелесть" этой поездки и дописать таки. Но лучше не ожидать от себя этого.

А пока про музыку. Музыка - это то, что всегда помогало мне прожить всё происходящее вокруг.

Самое раннее воспоминание, которое есть в памяти - это виниловые пластинки с советскими мультиками в формате аудио. Моей любимой была пластинка с Бременскими музыкантами. Я обожала все эти песни с пластинки, Луч солнца золотого и волшебный голос Олега Анофриева, звучавший как живой. Наверное это была начальная школа, после 1995 г.
Параллельно с этим в детских лагерях на фоне всех этих попсовых дискотек со мной остались душевные "Алые паруса" с какого-то выступления в клубе: "В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль. В той бухте, где Ассоль дождалась Грея".

До сих пор это для меня самые волшебные песни из детства.

Дальше было первое большое впечатление от песни "Метель" у ДДТ, которую я услышала случайно то ли по телевизору (он уже был цветной, от черно-белого я помню только три канала и плокозубцы для переключения между ними), то ли по радио. Она прям пронзила, я очень захотела её слушать много и выучить. До сих пор с удовольствием её подпеваю случайным самоучкам-гитаристам, когда они попадаются в одной компании. Судя по выходу альбома, это 1999 год.

После группа 7Б и их "Молодые ветра". Это уже точно радио. Наверное, Русское. Потому что среди всего хлама, который там крутился, цепляло что-то единичное. Причём названия этих песен я нашла уже спустя много лет, когда появился компьютер или даже интернет.

А тогда знать-не знала ничего про стили музыки, исполнителей, кто это и откуда. Известны были только Алла Пугачева и Кобзон.
Запоминались же эти первые нетипичные песни каким-то особенным звучанием, посылом и отдельными строчками с особенными интонациями, которые попадали куда-то глубоко, где что-то очень им пронзительно радовалось, откликалось и хотело ещё.

Дома всегда было маленькое китайское радио. Это уже после советского магнитофона, который всплывает в обрывках подсознательной памяти. Когда ломалось одно радио, появлялось другое. Какое-то из них, уже кассетное, я даже сама покупала в школьном возрасте на китайском рынке, не знаю на чьи деньги. Сама покупала пустые кассеты и записывала ни них любимые песни с радио, чтобы можно было слушать подряд, а не ждать когда, наконец, включат. А то я могла долго стоять у окна и просто слушать спам-музыку, ожидаяя какую-нибудь хорошую песню.

Эти микро-магнитоллы всегда путешествовали за мной даже в душ. В том числе, когда я стала покупать кассеты и гонять их круг по кругу. Это были кассеты нескольких альбомов группы Любе, Fausto Papetti, Frank Sinatra, Ennio Morricone и сборник Фабрики звезд, где была Юлия Савичева. Только из-за неё я и купила эту кассету. Всё это уже нулевые года и старшие классы.

Кстати в 5 классе одноклассница познакомила меня с группой Кино, когда я была у неё в гостях, сыграв мне даже Белый снег на гитаре. Не помню где я слушала Цоя, но наизусть я знала почти все его песни, и посмотрела все фильмы с ним. Не могу найти в памяти как это случилось, но Цой до сих пор в ней жив и всегда один из любимейших. Помню только яркое впечатление от многих его текстов, когда я слушала его на кухне, глядя в окно (по радио?), иногда у одноклассницы. Помню из уличных колонок в детских лагерях "Когда твоя девушка больна". "Муравейник" мы разучивали всем отрядом с вожатыми.
Это какая-то тонкая нить воспониманий, которая была, но в какой период и как проходила - не всплывает. Помню только, что очень резонировали песни и душевно глубоко.

По телевизору, кроме Муз-тв, где я балдела от клипов Шакиры и группы Smash, появился новый канал О2-тв. Муз-тв я смотрела днём в комнате в ожидании любимых клипов, а за просмотром О2-тв проводила многие вечера и ночи на кухне после "школа-тренировка-дискотека-легкий ужин", как пел Тимур Шаов. Или уже даже колледжа. Только на кухне, где всегда мерзли ноги, было подключено кабельное телевидение и стопятьсот каналов, там я и знакомилась с так называемой альтернативной музыкой.
Мало что из неё запомнила, но название музыкального канала "альтернативный" мне нравилось. В целом там гоняли разные передачи-встречи, концертные записи, клипы и т.п. с музыкантами так и называемого стиля - альтернативная музыка (сокращ. - альтернатива) и отчасти чего-то, что можно было отнести к року. Всё, что я оттуда помню - группу Theodor Bastard и их клип "Пустота". Обожала его и эту песню, пока не наслушалась. Видимо, этот клип на тот момент больше всего отражал всю "радость" моей жизни, которую я через него выпускала из себя вовне.

Не помню откуда она взялась, но в этот же период меня разом захватили песни группы Агата Кристи. Вроде всё началось со Сказочной тайги. Я тогда уже точно нашла волну Нашего радио. Аааа, я впервые увидела на эту песню постановку в актовом зале школы во время какого-то сборища зрителей и самодеятельных выступающих школьников. Эта был живой клип на песню в режиме "что слышу, то и показываю" формата сценки, от "Д" класса моей линейки. Щекотливая была песня, провалившись снова куда-то глубоко в меня, найдя там душевный отклик. Тогда я и решила её найти однажды.

Так у меня появилась вся дискография группы. Сначала на кассетах. Я их брала даже к папе в Ноябрьск и пыталась его приобщить к "Ковру-вертолёту", когда мы ехали на рыбалку по северной тундре. Он не оценил, но я не сильно переживала, мне очень нравилось.

Потом настала эпоха плееров и вечно садящихся пальчиковых батареек, хреновых китайских наушников. Но долгий период уличной жизни в этих наушниках был начат. Это был кайф и восторг гулять с любимой музыкой в ушах, периодически подтягивая джинсы, карман которых оттягивал увесистый плеер. 300 или 400 рублей за свой первый плеер лет в 14-15 (прим. 2002 г.), наверное, на папины деньги. Только пару-тройку лет назад я окончательно отучилась от ходьбы по улицам в наушниках, когда я уже слушала одно только танго.

Второй плеер размером с мизинец я купила себе сама лет в 18, накопив 3000 руб. в период работы официантом в вечерне-ночную смену, но там период Агатомании постепенно начал отходить в прошлое. Кстати в начале пандемии 2020 г. я его, наконец, подарила девушке с необычным именем, для бега. Она однажды у меня занималась на женских техниках в танго. Со временем ему не сделалось ничего, только батарея стала быстрее садиться, заряжаемая от компа.

Кнопочная Нокиа с картой памяти 4 гб очень давно прекрасно его заменяет, в том числе на занятиях танго, став со временем просто плеером и будильником в походах, а не телефоном.

Так вот после кассетной Агаты Кристи появился компьютер с дисководом (сначала дисковода в нём не было). И мп3-диск с полной красиво оформленной в программе дискографией группы. В программе были все тексты песен. Я очень любила и до сих пор люблю такой способ прослушивания - включать песню и одновременно следить по тексту за словами.
И этого было мне тогда мало. С появлением интернета Стрим и карточек к телефонному модему по 50 руб., за которыми я бегала день через день, я начала качать недостающие песни из сольников Глеба и Вадима, а также совсем раннюю дискографию. Всё это снова вечерами и ночами под ужасные шипящие звуки подключающегося к сети модема. Первый инет был хреновый и постоянно отключался. Потом мне ещё и за телефонный счёт предъявляла мама, кроме ночного звукового ада.

Первый интернет сопровождался и первыми чатами на яндексе. И я уже знала, что мне туда где что-то на тему "рок". А разнообразия музыкальных чатов было достаточно. Кстати там же была платформа, где можно было сделать свой сайт. И я баловалась, создавая сайт, посвященный любимой тогда АК. И ептыть! Он всё ещё живой - http://meffka.narod.ru/ Только сейчас через полжизни на него зашла снова и... "полный фейерверк". Я как будто себе послание отправила в будущее этими двумя четверостишьями, дальше которых нет больше ничего интересного по этой ссылке. Только сейчас я понимаю по-настоящему О Чём Они и Почему Именно Сейчас. И это самым понятным языком.

В общем чаты - это было начало моего панковского периода, параллельного с любимым роком. И ещё параллельно с А.Вертинским, которого я заслушала до дыр, внезапно узнав про его существование из какого-то интервью с Агатой Кристи. Точнее его песен, сам он жил ещё где-то в первой половине 20 века. Мягко говоря, я офигела. От всех песен и их смыслов. Как всегда, это совпадало с настроением моей жизни. Так вообще было с каждым музыкантом/группой, в чьё творчество я уходила с головой, затыкая её наушниками или колонками.

Так офигела, что в 16 лет (2004 г.) поехала, никого не спросив, в своё первое путешествие до Екатеринбурга, где Глеб Самойлов и Александр Ф. Скляр исполняли песни Вертинского немного в театрализованном стиле. 300 руб. на рано-утренней мягкой экспресс-электричке до Екб с откидывающимися креслами, обратно на ночном поезде рублей примерно за 500 и у меня ещё оставалось на мороженку днём, чтобы поесть хоть что-то. При этом не помню себя голодной. Помню гуляющей по солнечному Екатеринбургу с помощью загруженной в память головного мозга карты города. С тех пор навсегда помню кольцо улиц Вокзал, Свердловская, Либнехта, Ленина (с заходом на Вайнера), ДК Молодежи, Челюскинцев, Вокзал.

Дождавшись концерта, я не просто офигела, а во все раскрытые от восторга глаза подпевала до дыр заученные песни Скляру и Глебу. Единственный момент, который я хорошо помню - встреча глазами с Ф. Скляром во время исполнения одной из песен. Одну-две строчки мы как будто спели друг другу.

Всегда считала себя меломаном, но чисто панковский период всё равно случился. Может переходный возраст, а может жизнь такая была, что по-другому никак. Агата Кристи ушла на второй план, а во всемирной паутине компания Стрим открыла местечковый пермский форум, на котором можно было общаться на разные темы. Особенно меня интересовала музыкальная.

Я попросила накидать мне музыки, и тут началось. Это превратилось и в живые долгие увлекательные знакомства не без приключений, и в новый музыкальный мир почему-то именно панк-направления. Но как и все предыдущие песни, многие из панковских попали на отклик сразу и сильно внутрь.
"Словно напpицел, словно в обоpот
Словно под обстpел, на паpад, в хоpовод
Словно наутёк, словно безоглядно
И опять сначала" (с) Е.Летов

Диски ходили из рук в руки, переписывались себе на копьютер или на другие чистые диски. Концерты местных групп в Перми, совместные поездки в Екатеринбург. В те же 16-17 лет я уже ехала в Нижний Новгород на один день ради концерта группы FPG, выступавших в комплекте с Элизиумом, Дистемпером и ещё какой-то группой. Там меня встретил один из чатовцев с Яндекса, познакомил с местными панками, и попросил у всего состава FPG для меня автографы на диск (местные жители всегда часто дружат с местными музыкантами). Благодаря тем чатам у всех было ощущение, что мы дружили всей страной, придумывая себе разные ники. От Москвы до Владивостока дети, подростки и те, кто чуть постарше из разных городов ездили друг к другу в гости или просто дружили онлайн, пока это не стало слишком популярным и не превратилось в бесполезный спам. Кто успел задружиться, перешёл в Аську (ISQ).

Самыми мощными для меня из панка стали Последние танки в Париже (Выборг), FPG (Н.Н.), The Offspring, Ramones, Дистемпер, Король и шут, Адаптация, Автоматические удовлетворители, Бригадный подряд, Черный Лукич, Элизиум.

И отдельным сектором панк-музыки для меня был сибирский панк во главе с Гражданской обороной. Адаптация, АУ, Черный Лукич тоже больше относились к этому определению. В том числе Александр Непомнящий, Янка Дягилева, Коммунизм, Соломенные Еноты, Теплая трасса. У нас даже тусовки были разные.

Одна ска-панковская более позитивная, футбольно-фанатская, но в целом какая-то глупая и бестолковая, хотя одного человека из неё я до сих пор уважаю. Даже двух, со вторым мы работали вместе в одном ресторане, он играл клёво на трубе в какой-то местной ска-панк-группе и был моим однофамильцем.

Вторая тусовка суровых сибирских панков. Компания для души и совместных путешествий, подкрепленных осмысленными пьянками (не всегда осмысленными) и вечерне-ночными переписками. Люди, ставшие свидетелями многих проявлений меня, о которых не знают и не знали даже самые близкие люди. И может никто больше не узнает. Может.

Вместе мы заказывали диски на 80 гб музыки сибирского панк-рока, записанного на обычные болванки у какого-то мега-коллекционера, которого друзья нашли в не-помню-каком городе, и множили их между собой. С появлением кабельного интернета и доступности всего в разделе "музыка ВКонтакте" я всё выкинула. Вообще все диски, какие были когда-либо. Выкинула в период болевого душевного шока в начале ковидного карантина 2020 типо ради расхламления. Жалею. Теперь только собирать альбомами ВКонтакте.

Песни Летова (Гражданская оборона), ПТВП, Непомнящего, Черного Лукича, целые истории от Короля и Шута стали в тот период одними из самых любимых, и оставшихся насовсем.

Это было время внутреннего протеста непонятно чему, наверное в целом той жизни, которая не устраивала, время борьбы, обороны, время когда "в мясной избушке помирала душа". Эти песни помогали выживать в мире, где ещё нет сил, чтобы что-то поменять, но уже хочется по-другому и хочется узнать как именно это другое должно выглядеть.

Это было время, когда я много от кого слышала про посещение суицидальных мыслей. Меня они тоже посещали. И это было для всех нормальным. Ненормальным было узнать, что как минимум двое (самый скромный одногруппник в универе и один из самых скромных единомышленников в компании панков) послушали эти мысли. Те, от кого вообще никак не ожидаешь.

В моём случае музыка всегда была вместо личного психотерапевта, который подкреплял существование личного здравого смысла внутри, помогал прожить и поддерживал. Все эти спетые тексты будто всегда понимали что со мной происходит.

"Мне совсем не нужен рай в шалаше,
Мне не нужен, увы, и рай во дворце.
Там по разному кормят, но что за дело до тела,
Если некуда податься душе."
(с) А. Непомнящий

В этот период я впервые осознала, что мне важно в музыке. Я крайне редко слушала что-то иностранное. Какой бы классной ни была музыка, мне нужны были слова. Перевод без знания языка меня не устраивает. Это такой же бессмысленный набор слов, как и попса, или группа Тараканы с Наивом. Причём смысл текста мне всегда был нужен не просто в качестве связности и понятности текста, а с какой-то глубиной, философией, красотой, необычной поэзией, рефреном.

Музыка в совокупности со смыслом текста и эмоциональным посылом через вокал - то, что находит отклик внутри. В некоторых случаях без наличия вокальных данных, особенно важен текст и его словообороты, как и эмоциональный посыл. Это про Последних танков в Париже, например.

"Всё это просто условные вещи.
Красный стоп-кран в руках соседа.
Он прав. Потому что с точки зрения вечности
никто никуда не уехал."
(с) Лёха Никонов

Просто крики, или позитивный, но не понятный о чём текст, или понятный, но о какой-то бытовухе, был не нужен от слова совсем. Как и песни с такими текстами. Большая часть панка и в целом какой-либо музыки казались просто попсой наряду с муз-тв и телевизором как явлением, не внушая уважения.

Панковские времена надломились с очередной смертью исполнителя. Сначала ушёл Непомнящий. А после того, как мы съездили малобюджетно-панковским способом на концерт Гражанской обороны в Екатеринбург не стало через 10 дней Егора Летова. Мне позвонили, сказав об этом. Не помню ничего, кроме пустоты и непринятия. И этот же день через несколько часов после Летова стал днём моей до смешного случайной смерти.
"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!"
Да и "Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится".
(с) Мастер и Маргарита

Вышло так, что всё-таки смерть оказалась временной.

"Если организм сильный - справится, обещать ничего не можем" - так говорили врачи маме из нейрохирургической реанимации, когда я лежала в коме много дней. У Гражданской обороны даже есть такой альбом - Реанимация. Забавно.

Не знаю что там справилось. Врачи у нас очень хорошие, и душа решила всё-таки жить даже. После восстановления в 2008 г. ещё сколько-то я слушала панк-музыку, ездила на концерты ПТВП снова в Екат дважды, были местно-пермские концерты. А в параллель с этим состоялся мой первый фестиваль бардовской песни КСП в мае того же года, куда мы уехали всё тем же панковским способом с теми же панковскими друзьями.

Там было первое знакомство с нашим пермским Константином Завалиным, выступавшим вечером. Хотя скорее днём, раз так хорошо запомнилось. Кроме него я собственно больше никого оттуда и не помню.
Это вновь было глубоко. Вроде так легко и просто, но глубоко. С помощью песен Бардовская, Мостодамба, Космос не для меня.

"На новой мостодамбе в аптеках
Любовь продают в ипотеку.
Приятно, признаться, влюбиться
В культурную нашу столицу".

Это был отличный стёб над тем, как из Перми пытались сделать культурную столицу то ли Европы, то ли европейской части России. "Ходили ли вы в Театр-Театр?", так завершается Мостодамба в той единственной записи, которая у меня всегда была.

Мы приобрели снова диск с альбомом "Как будто всё в порядке", и снова размножили его среди всех нас, чтобы слушать дома.

После того, что мы обычно слушали, было очень необычно полюбить что-то такое. Но родное душе ни с чем не спутаешь.

Панковский период постепенно таял, а вместо него начал проявляться период простого русского рока, начавшись с Наутилуса Помпилиуса и разгребания очередной болванки от подруги, где подряд были записаны все их песни, многие из которых мне полюбились. Хоть и временно, сыграв свою роль в новом переходе.

Каким-то образом я узнала о существовании в городе неформально-музыкальных тусовок в СУДе (Сквере Уральских Добровольцев), у Оперного, и ФИДО в сквере Олега Новосёлова. Это была новая компания. Все чаты из интернета перетекли на улицу. Неформалы, автостопщики, самоучки-гитаристы.

Такая активность кстати была во всех городах. Зная места сбора тусовок, можно было легко найти себе компанию, досуг и ночлег. Информация об этом была размещена на сайте Академии вольных путешествий Антона Кротова для автостопщиков.

Кажется, сначала были встречи вело-форума у памятника Татищеву по вторникам и четвергам (я уже взяла себе тогда первый свой велосипед), и в эти неформальные тусовки я попала через новые знакомства оттуда. Это было много душевных людей и музыкантов. Как правило, не очень трезвых. Процветал период дворовой песни до утра, аскания, путешествий, автостопа, фестивалей в разных городах, веселых попоек, вело-покатушек, свободы. То, чего искала душа в панковский период. Я как будто вырвалась, открыв для себя огромный добрый, интересный и свободный мир.

В сквере Олега Новосёлова какое-то время даже проводился конкурс дворовой песни от организаторов Рок-лайна, это были целые праздники встреч и живой музыки.

Рок-лайн, Зов Пармы, Пилорама, КСП - это всё только местные музыкальные фестивали, на которые мы ездили регулярно, знакомясь друг с другом и заводя новых друзей и единомышленников. Да и в центре города, на эспланаде, не редко устраивали концерты хороших музыкантов - Козловский, Гребенщиков, симфонический оркестр с Гаспаряном и музыкой из песен группы Кино, Туман, сборные концерты. Были неоспоримые плюсы того, что мы пытались стать культурной столицей. Вся площадка летнего городка Белые ночи на эспланаде, где был и музыкальный уголок, один-два года заменяла исчезающие неформальные встречи в скверах.

На фестивалях разных музыкальных направлений и тематик уже была горячая смесь из стилей музыки. Но глобально я понимала, что есть хорошая музыка, а есть нафиг не нужная (для меня). И вот эту хорошую я слушала, даже если это была всего одна песня у известной или не очень группы/исполнителя, а остальное нет.

Классика русского рока - ДДТ, Машина времени, Чиж, Чайф, Гарик Сукачёв, Сюткин и те, что наравне с ними.
Пермские новые открытия - группа Пятый корпус, оставшаяся сейчас в лице Григория Данского. К. Завалин тоже играл, сочинял и пел в этой группе, но он и до неё пел, и во время, и после. Также Блюз-Собеседник и её лидер Дмитрий Михеенко. Народное название - Блюз-собутыльник. "Бойцы алкогольного фронта" - песня, которая всё объясняет. Чичерин и "Хмели-Сунели", их я уже застала только в записи, в живую были хорошие концерты в память о группе (Чичерин ушел из жизни в 1999).
Регги - большая любовь к жизнеродостной Alai Oli (Екатеринбург снова был обкатан, да и в Перми они появлялись), "Туман" из Березников с их народными хитами "Партизаны волшебства и чудес", "Зачем ты спишь с негром?", 5'nizza, Ника Ратомская и Мантра.
Самобытные исполнители - Умка и Броневичок, Павел Фахртдинов, Василий Уриевский, Андрей Козловский, Кошка Сашка, Обаяние невовлеченности, Александр Башлачёв. Многие из них достались мне от Грушинского фестиваля, куда я ездила 7 лет подряд австостопом. Какие-то от друзей, с кем мы тогда общались и общаемся до сих пор.
Туристическая/бардовская песня. Это уже не про исполнителей, а про атмосферу всех песен, которые можно объединить этим названием. Какие-то пришли с традиционных тогда весенних сплавов с друзьями, из других походов с другими туристами, с бардовских фестивалей разной географии. Многие из этих песен просто народные, потому что неизвестно когда и кем придуманы. Душевные и родные до жути от самых лирических до самых стёбных и матерных))

Это, конечно, далеко не всё. Это только то, куда я погружалась, изучая подробно творчество отдельных исполнителей или собирая туристическо-бардовские песни, прослушивая раз за разом новые составленные плей-листы на компе. То, что было доступно для моего понимания игры на гитаре, я печатала и собирала в папку, играла сама. В этом сборнике было просто самое любимое, и Гражданская оборона, Цой, КиШ, ПТВП, Непомнящий в том числе.

В параллель было и много других песен различных авторов и групп, известных и не очень. Но это просто набор песен, вплоть до крутых саундов из всевозможных фильмов/мультфильмов, советсткой эстрады (или не совсем эстрады). Отдельно в чьё-то творчество погружаться не откликалось. Примеры таких песен: Муся Тотибадзе "Баллада о детях Большой медведицы", Ноль "Человек и кошка", Юрий Гуляев "Песня о тревожной моложости", саунд из к/ф "Тайна золотой горы", дворовая песня про монаха, "Дорога Сна" и "Гори, Москва" Мельницы, "Зимний сон" кавер Billy's Band, "Моква-Нева" Ромарио, Башня Rowan "Дом", "Беспечный ангел" Кипелова, "Забери меня к себе" с "Белыми рубашками" Сергея Бабкина и много-много ещё.

"Ты в Комсомол чтоли вступаешь?" - спросила меня мама со смехом, когда впервые услышала у меня песню Гуляева. А я даже знать-не знаю каких времён эта песня, просто она хорошая, "своя" и очень сильная.

Иностранная музыка тоже была в достаточно большом объёме, даже какие-то иностранные электро-гитаристы, исполняющие просто музыку (Джо Сатриани вроде). Та же Апокалиптика. Где-то в период агатомании и панка я что только не переслушала - различный иностранный рок, рок-н-ролл, что-то альтернативное, металл, панк-рок, хороший поп, даже дэт-металл и всякий скрим. В памяти из всего этого как самое ценное остались только две песни - Zombie у The Cranberries и Nothing Else Matters у Metallica, которые интересно слушать вновь и вновь, включая самостоятельно.

В целом же всё было какое-то разовое, какой бы прекрасной и проникающей ни была композиция. Хоть Нирвана, хоть Скорпионс, мне не понятно о чём это. Просто познакомиться, кайфануть сколько-то раз и забыть. Это то, что не бесит, и даже сильно порадует, если я случайно где-то услышу эти классные заученные душой аккорды и интонации - кафе, улица, в гостях, в машине, в чьей-нибудь обработке на концерте, просто где-то издалека.

Редко мне нужна абстрактная иностранная музыка дома, чтобы создать определенное настроение или выпустить какое-то особенное чувство через танец или просто сидя под уютным одеялом. Очень редко. Тот же Френк Синатра, или Мирей Матье с Эдит Пиаф (с ними и их биографией нас знакомили ещё в 5 классе на уроках музыки), Шакира, Битлз, Стинг, Брайн Адамс, Грин Дей, Луис Армстронг, Боб Марли, Джо Кокер и другие-другие мировые и не очень исполнители. У меня есть таких много, но ещё больше таких, что я уже и не вспомню. Все диски и все бесконечные гигабайты музыкальной коллекции, как я уже и писала выше, стерты полтора года назад под девизом "всё теперь в интернете, зачем мне нужны эти тонны информации и её носители"....
Тогда я была сильно не в себе, а сейчас в силах себе это простить.

Уличные тусовки со временем переселились на кухню. И каких только кухонь не было - и я где-то в гостях, и кто-то в гостях у нас, когда я стала снимать с друзьями квартиру, переезжая с адреса на адрес. Когда никого не было, мы играли сами. Гитара всегда была душой компании. Это была давняя исполняющаяся мечта.
Мы даже иногда выходили в порывах ностальгии на улицу к Оперке с гитарой, и случайным образом вокруг нас собиралась веселая компания играющих людей и поющих неизменные хиты дворовой песни.

Песня "Дом" Башни Rowan всё объясняет.

"И это кухонное реггей
Ты слышишь так же, как и я
И знаешь все, что может знать
Стальное время бытия.
Но это кухонное реггей.
И мы в нем все-таки – семья."
(с) Ника Ратомская и Мантра

А потом появилось аргентинское танго. Я пришла туда, не зная что это вообще такое и не совсем понимая, нафига мне это всё-таки нужно. Меня фактически уговорили и привели за ручку на моё первое занятие в танцевальную школу, где обучали только аргентинскому танго.

Уже в первый год я начала периодически спрашивать на занятиях и вечеринках "а это что была за песня?", "а это как называется?". Так у меня постепенно пополнялась коллекция любимых песен танго. Я делала попытки переводить их с испанского языка, но быстро от этого открестилась, поняв, что это просто шансон. Шансон же всегда был единственным разделом музыки, от которого меня тошнило. И он не входил в понятие "меломан". А да, и ещё реп. Хотя Нойз МС отчасти это мне опроверг.

Что отличает танго от любой другой словесно-иностранной музыки - это то, что она в первую очередь музыка, где вокал - это тоже часть этой музыки. Невероятно богатая мелодия на интонации, переливы, глубокую пронзительность, эмоциональное настроение, акценты. Как будто слова это и есть музыка. Просто язык такой.

И сейчас я даже рада, что не понимаю текст. Танго уникально тем, что в целом смысл текста и так понятен по эмоциональному посылу. А эмоциональный посыл и его многогранность исполнения - это уникальность танго. Залезть вглубь родного дорого себя, всё там промурашить, перевернуть, вывернуть, собрать и разобрать по несколько раз. И закончится. А потом снова начаться. И нет ничего лучшего для танца, да ещё и парного со всей его техничностью, философией, психологией, няшностью, мимимишностью и транцендентностью. Если, конечно, дойти до того уровня танцевального развития, когда это становится понятным.

С мая 2016 года меня резко захватило танго головного мозга. Я забыла про существование другой музыки. В плеере не было ничего, кроме танго. Вспомнила я про что-то другое только когда начала диджеить на милонгах (танго-дискотеках). Между тандами (блок из 3-4 мелодий танго) должна играть "кортина". Это такая музыкальная пауза примерно на 1 минуту, когда играет любое не-танго. Но Гражданскую оборону или КиШ так просто не поставишь, только на тематической вечеринке в Хэллоуин. Да и русский рок не особо для этого подходит.

Всего одна минута оказывает огромное влияние на настроение людей и атмосферу милонги. Тут и пригодились все познания иностранной музыки, и даже поп-панковский Грин Дей, и редко-редко какой-либо русской. Не всегда хорошо для настроения, когда слова становятся понятными. Одним угодишь, другие будут недовольны. И наоборот. А всё что иностранное и хитовое от сопливой попсы до хард-рока заходит почти на все 100.

Дома у меня отсортирована бОльшая часть всей музыки танго и подходящих кортин, чтобы не задумываясь компоновать её на милонгах.

Спустя год-полтора-два такого затопления сознания танго-музыкой, я начала с того, что выкинула свои наушники к кнопочной нокии, оставив танго на ней только для занятий в любом их виде. Дважды я даже обновляла плей-лист, последний раз недавно. Любовь к этой музыке и телесно-душевный отклик на неё никуда не делись, но я начала выныривать из очередного тотального погружения во что-то одно. На данный момент, кроме занятий и милонг, я редко ставлю для себя определенные оркестры для создания нужного настроения или даже дел (уборка, стирка, домашняя приборка).

Через год с начала тангомании меня пригласили на концерт Олега Медведева в Перми. Новое открытие новой музыкальной Америки состоялось. Я погрузилась. Но как-то слишком грустно было. В какой-то момент я спросила у пригласившего меня на концерт "Какие у Медведева есть позитивные песни?". Спросила не только его. Поклонники Медведева среди знакомых туристов обнаружились на первом же концерте. Потому что песни были безумно хорошие - такие как я и люблю, но чего-то не хватало.

"Никаких, это же Медведев". Ответ был у всех одинаковый. Но я решила найти, потому что так не бывает. И нашла, переслушав всё от корки до корки, и сохранив себе 5 композиций. А "Зеленую дверь" даже добавила в свою папку аккордов и играла для себя на гитаре.

Не сказать, что каждая из них - это прям позитив. Но посыл точно отличался от всего остального, что пелось с оттенком какой-то безысходности. Это было что-то по-Летовскому родное. Протест, требование, торжествование, надежда, желание вопреки и несмотря на, поиск чего-то ещё, более утверждающий надрыв в интонациях, "звонким штыком рефрена да в позвонки". Желание жить, наконец. Отношение к другим песням осталось трепетным, но послушать рада я их буду только на концерте вживую.

"Выпадет шанс - и некто святой
Придет спасать твою душу.
Ты встанешь, схватишь его за грудки
И будешь трясти как грушу,
Ты скажешь: "Мне не надо спасительных слов.
Их своих у меня - как грязи.
Мне не надо ни стен, ни гвоздей, ни холстов,
Слышишь - дай мне канал связи!"
*Связисты*

"Тает снег кашицей по плечу
Мне почему-то кажется, что я лечу
С облака слой сажи смахнув плащом
Куда летишь? Дальше, ну куда ж еще"
*Новогодняя песенка*

Когда начался вирусно-коронный карантин из душевной жопы меня вытаскивала неожиданно вокникшая группа Дивьяроса. Узнала я о ней из лекций Торсунова, которые я слушала, чтобы хоть как-то разобраться в смысле происходящего.

Они были похожи на святых в своём творчестве, муж и жена, поющие дуэтом и адаптированные для обычных людей. Какой-то необычный свет и лирика, которые манили к себе и заставляли выбираться с того дна, где я барахталась. К ним присоединялся "человек с крыльями" Павел Фахртдинов, заставляя "просто играть своё сердце, и всё".

Я не понимаю, как вообще можно жить без всей той музыки на русском языке, которая встретилась на моём пути и осталась в моём внутреннем мире. Без всех мастеров слова и уникальных музыкально-вокальных интонаций, которых я знаю, которые давали силы, радость и веру в жизни.

Самое невероятное пришло ко мне через музыку сейчас. Я как будто только сейчас на пороге своей цифры в 33 доросла до понимания много из творчества любимых музыкантов, поселившихся внутри прочно и насовсем.

Сейчас я упала на новую темную глубину себя, в которой не было ничего кроме ощущения своей бесполезности, нелюбимости и ненужности в этом мире, оторванности. И дело не в том, что я типо занимаюсь любимыми делами, получая взамен финансовый энергообмен, что у меня есть желания и идеи, столько интересного вокруг происходит, саморазвитие, интересная счастливая событийность и т.д. Внешне всё было так хорошо, но почему-то от этого всего уже тошнило и не было ни на что сил. Рухнула сама опора, на которой это всё еле держалось последнее время и обесценилось всё, что я когда-либо делала, создавала. "Рухнуть могут только твои иллюзии. Всё настоящее всегда будет с тобой" Спасительные слова мне были нафиг не нужны. Меня будто бы не стало. Я чётко была уверена, что либо сейчас у меня появится 10 миллионов и я решу все свои проблемы, либо "х** на всё на это и в небо по трубе".

Даже физически я оказалась истощена в край на уровне анализов биохимии крови, не в силах давать себе хоть какие-то нагрузки. То есть опора рухнула не только где там в сознании-подсознании-жизни-эмоциях или хрен знает где, она рухнула в обычном физическом теле. Два часа ходьбы и я устала, болит спина. При этом я ничем не болею, всё хорошо со здоровьем. Но есть просто один большой дефицит ВСЕГО.

"Подобно морской рыбе, нахлебавшейся пресной воды
Подобно речной рыбешке, плывущей просто так в океан
Подобно людской куче, растерявшись, влезая в очки,
Мутнею осенней тучей, содрагаюсь и прячу лицо

Я чувствую себя не в своих штанах" (с) ГО

И дело было, конечно, не в миллионах. На дне новой ямы я уже многое для себя сделала сама, начав с консультаций и назначения витаминов, и заканчивая инсайтами о том, что я до сих пор не жила толком взрослой самодостаточной жизнью, я не знаю что такое взрослость, любовь и уважение к себе, что такое ощущать и чуять, где она связь с моим телом и собой. Я умею только ненавидеть себя и всё вокруг. Это мне было понятно всю жизнь, а осознание пришло только сейчас. "Мне не надо спасительных слов. Их своих у меня - как грязи. Мне не надо ни стен, ни гвоздей, ни холстов, Слышишь - дай мне канал связи!" До меня, наконец, дошло что это за канал и о чём были все песни.

Всё это время я была наивной дурой, у которой всё происходило в её отдельной голове, оторванной от настоящей действительности. Но что самое херовое - отчаяние от непонимания как любить себя, как проявлять любовь, как её принимать, где она вообще живёт, чем ощущается и как за это взять ответственность, чтобы начать взрослеть, быть на связи и держать канал в чистоте.

Инсайты инсайтами и действия действиями, но желание жить мне вернула вновь моя дорогая музыка. Которая у меня просто есть. И в которой я увидела тот настоящий смысл, который в неё был заложен. Я ощутила его через все те слова, которыми его пытались передать авторы.

У Олега Медведева в этом году вышла новая песня, недавно я её нашла случайно. "Ветреная страна". Именно сейчас я понимаю её на той глубине, как мне кажется, на которой она и была написана. Мне так хорошо понятны все метафорические незамысловатые обороты. Каждый, каждый, каждый, каждый.

"Вот и настало время вынуть из головы
Пыльную паклю буден, вспомнить чудной язык
Тот, на каком твой кот беседует с домовым
Первая сказка
Вторая сказка
Новая сказка"
Это теперь шестая песня в том списке позитивно-утверждающих песен автора.

Именно вспомнить, потому что он всегда был и есть у каждого, всегда у всех будет. Но можно бесконечно наблюдать как "Лучезарный вселенский поток
Бьётся долбится в потолок
Рвётся, бьётся, наблюдается
Из моего отдельного угла
Через моё отдельное окно
Из моего отдельного меня" и не знать где внутри живёт настройка на эту частоту, на этот язык. А именно эту настройку ищет вообще любой человек, просто не каждый понимает, что именно он ищет.
(Во время написания, мне реально кто-то настойчиво и очень долго долбился в потолок по неясному поводу. С-Синхрония)

А началось всё с признания своей слабости и неведения что, куда и как. Я этому просто сдалась. И с Гражданской обороны. Одна за одной всплывали их песни. Сами где-то случайно или из моей памяти. И вот она та разница - ГО в 18-20 лет и сейчас. Это совершенно два разных осознавания. Понятно, что многие песни я переросла. Но до многих я доросла только сейчас. Особенно до последних альбомов. Но есть и самые ранние композиции, на которые открылись глаза.

"Нечего терять" - описывала в точности то, что со мной происходило довольно долгий период и происходит, вероятно, до сих пор. И это была вроде единственная песня у ГО, которую я когда-то добавила в папку с аккордами и иногда играла на гитаре в юности. Всё остальное просто было слишком сложным для моторики пальцев, а я не хотела серьёзно углубляться. Душа как будто знала, что песня ей будет нужна для чего-то.

"Гордая свеча погасла, новой так и не зажглось
Слишком рано, чтобы просыпаться
Слишком поздно, чтобы спать

Нечего терять"

Старого мира больше нет, опора уже разрушена, но новый ещё не проявился. Между До и После. "Ни там, ни тут". "Выше нас не пускает жизнь, а ниже мы не умеем". Нечего терять резонирует с решением сдаться и будь что будет, я больше не в силах стремиться, делать, бороться и искать. В этом всём соединительным, поддерживающим "И" и стала Гражданская оборона, как и было написано о сути существования этой группы, которая всегда "Лёд под ногами майора", в новой книге нового автора.

В одной из групп Павла Фахртинова 10 сентября в день рождения Летова мне попался пост о его неразделенной никем из близкого окружения любви к Гражданской обороне. И отсылкой на книгу Максима Семеляка «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования».

Я как раз хотела что-то почитать, чтобы просто как-то отвлечься от всего того, что происходило внутри и снаружи. Всего того, что можно было описать только словом Пиздец.

Я понимаю, что есть авторские права, и надо уважать чужой труд материальной благодарностью, но у меня не было четырехсот рублей на покупку книги, а тем более времени, чтобы ждать её доставку в бумажном варианте, ибо в другом она не продавалась. Но вдруг у меня получится кого-то заинтересовать, пусть это будет в том числе рекламой.

Прочитать книгу пришлось, как и раньше, панковско-полухакерским способом, т.е. бесплатно в том единственном возможном варианте, где я её нашла.
"В каждом заборе есть дырка" (с) Умка.

Книга вышла примерно тогда же, когда и новая песня Медведева, то есть полгода назад. По-другому - очень вовремя именно для меня. Прямо сейчас она стала целым космосом, который открылся в том творчестве и жизни Летова, о котором я как будто ничего и не знала, лишь зацепившись душой полжизни назад за что-то невыносимо родное и близкое и в звучании, и в вокальном надрыве, и в текстовых формах. Больше всего наверное в вокальном надрыве, ассоциирующемся теперь с ликованием, торжеством, сиянием и радугой.

Это великолепная книга, если есть желание прикоснуться к настоящему источнику, ставшему свидетелем жизни Летова, его разных проявлений и смысле. Удивительное творение хорошего писателя. В книге я нашла и себя тоже. Заново объяснила себе себя, удивилась от резонанса всей той истории, которая была описана автором. И особенно авторских выводов. Это тот человек, в жизни которого тоже "случилось" творчество Гражданской обороны и личное знакомство-дружба с Егором Летовым.

Благодаря книге я продолжила ещё более понятно для себя создавать намерение на выход вверх, осознавая что мне теперь на самом деле нужно.

"Заглядывать в чужие окна, пытать счастливые дома
А вдруг всё то, что ищем
Прямо где-то здесь смеётся
Например — внутри зеркально-новогоднего фонарика

Вселенская Большая Любовь"

Не зря же я полжизни назад ни за чем, просто в порыве вдохновения случайно и неосознанно оставила себе послание словами группы Агаты Кристи на том самостряпанном сайте, про который я писала.

"И снова на взводе
Мы снова на взводе
Снова идем, по жизни идем
Плывем по теченью
Искать приключений
И мы их найдем, И мы их найдем

Где наша злая любовь?
На дороге без начала
Да на карте без концов
Или нигде..
А может мы вобще ее увидели во сне
Но мы ее найдем ее вернем ее себе"
*Иль со щитом иль на щите*

Из воинственности я уже выросла, но намерение на мой взгляд слишком явное.

Остался только вопрос "Где моя зелёная дверь?". Пока пью витамины, чтобы появились силы, и наблюдаю. Счастлива, что у меня есть столько музыкальной заботы и любви извне. И, как оказалось, не только музыкальной. Учусь принимать.

С благодарностью самым близким авторам и исполнителям, которые играют своё сердце и надежно держат внутри меня уже наверное не "мою оборону", но моё намерение на дальнейший путь, поддерживая состояние, чтобы "в твоих глазах отражались костры" и чтобы сияние обрушилось вниз, стало самим тобой. Я рада, что есть те, с кем мы на одной планете и на одной волне, хоть и не знакомы лично. Надеюсь, я научусь открываться навстречу той любви, которую все ищут, и эта благодарность станет более вам ощутимой.

И я уже вспомнила свою настоящую мечту, которая не про что-то деланье, кем-то становление и где-то нахождение, а про состояние. Вдруг теперь получится.
"Слишком хорошо, чтоб отказаться. Слишком страшно, чтобы взять.
Нечего терять."

Самое дорогое и настоящее для меня живёт в творчестве этих людей и групп:

Егор Летов и Гражданская оборона
Павел Фахртдинов и его проекты
Олег Медведев
Константин Завалин
Григорий Данской
Дмитрий Михеенко и Блюз-Собеседник
Виктор Цой и Кино
"Лететь" группы А-Мега
"Мир без любви" OST к/ф "Чародеи"
"Луч солнца золотого"

На Самарской луке, над Волгой
На Самарской луке, над Волгой

_________________________________
Если вы дочитали, ставьте лайк.
Если вам было интересно, у меня скоро День Рождения. Буду благодарна за любое денежное поздравление любой посильной суммой на сбер или тинькофф т. 89523252810. Тогда у меня будет шанс совершить микро-путешествие куда-нибудь в лес или горы, или приобрести волшебную подвеску-талисман, которую я нашла.

.

.

.

#музыка #музыка в жизни #гражданская оборона #егор летов #олег медведев #павел фахртдинов #панк-рок #виктор цой #саморазвитие #личная история