Найти тему
Загадки вселенной

Звезда смерти в реальной жизни — история боевых орбитальных станций

Еще до того как космические полеты перешли со страниц научной фантастики в реальную жизнь, военные чины присматривались к орбите Земли, на полном серьезе рассматривая создание орбитального оружия. Как это было, и почему "Звезда смерти" так и не появилась?

Космические станции сейчас — это, по большей части, научные инициативы. Некоторые из них, такие как Международная космическая станция и планируемые Лунные врата, являются общими пространствами, которые человечество может использовать в качестве перевалочных пунктов на пути с нашей родной планеты в космические глубины. А еще есть вооруженные космические станции, цели которых не столь благородны.

В киносаге "Звездные войны" военная космическая станция могла использовать оружие, уничтожающие целые планеты. Уровень разрушений Звезды Смерти — это фантастическая несбыточная мечта, слава богу. Но это не остановило очень серьезные военные умы от разработки и даже запуска вполне реальных вооруженных космических станций.

Некоторые больше других напоминают убийцу Галактической Империи, хотя размеры их точно не идут не в какое сравнение. Но у них есть одна общая цель, которую оценил бы Дарт Вейдер: господство над планетой с орбиты.

-2

Источник: LIFE archive's.

Иллюстрация космического зеркала Германии, 1945 год.

Звездная база Нацисткой Германии

Первый пример задокументированной разработки "звезды смерти" появился на заре космической эры. После Второй мировой войны технические эксперты армии США исследовали остатки нацистского военно-промышленного комплекса, обнаруживая конструкции самолетов, ракетные технологии и планы
создания орбитального оружия массового поражения. В статье журнала Life от 1945 года излагаются подробности, в которых говорится: "Нацисты серьезно планировали использовать искусственный спутник в качестве оружия для завоеваний".

План был начат с благими намерениями, по словам Life, еще до начала Второй мировой войны. Герман Оберт, легендарный аэрокосмический конструктор, который продолжил разработку V-2 для Германии и Saturn V для США, в 1929 году разработал план орбитальной базы. Расположенная на геостационарной орбите, она будет служить заправочной станцией для космических кораблей, отправляющихся исследовать Солнечную систему.

Но война принесла на стол новую идею: создать космическую станцию, поставить ее на более низкую орбиту и вооружить гигантским зеркалом, чтобы "сжечь дотла вражеский город или вскипятить часть океана". Станция будет укомплектована бригадой, которая будет направлять гигантское зеркало, как хулиган, жарящий муравьев.

-3

Источник: LIFE archive's.

Журнал утверждал, что самым большим препятствием для такого плана было отсутствие тяжелой ракеты, которая могла бы вывести детали на орбиту. Если бы тогдашние немецкие ученые смогли создать такую ​​ракету, они, возможно, смогли бы установить свою солнечную пушку. Однако другой вопрос, добился ли "солнечный пистолет" того, чего они ожидали.

Отправка деталей в космос была лишь частью задачи, и любое портативное зеркало может продемонстрировать проблему. Направьте зеркало так, чтобы свет падал на ближайшую стену, затем наклоните поверхность так, чтобы оно упало на стену, находящуюся дальше. На дальней стене свет слабее и шире. Тот же истощающий эффект поразил бы мощь космических зеркал.

Но спутник должен был находиться на более низких орбитах, где луч сильнее. У этого есть еще один минус: земля под ними движется с более высокой скоростями, что далеко не идеально, потому что луч должен задерживаться на своей цели, чтобы вызвать возгорание. Хотя солнечная пушка так и не была реализована, идея базы, расположенной на орбите, пробудил воображение других военных, и это была не последняя попытка реализации плана "звезды смерти".

-4

Источник: ТАСС.

Космодром Байконур, 1975 год.

Космические боевые станции СССР

3 апреля 1973 года на космодроме Байконур в современном Казахстане ракета "Протон" взмыла с заснеженной стартовой площадки, поднялась в воздух и вырвалась из гравитационного колодца Земли. Внутри его носовой части находилась космическая станция, известная как "Салют-2", часть советской гражданской программы по установлению опоры в космосе. Но это ложь. Полезная нагрузка "Протона" представляла собой не что иное, как первую в мире военно-космическую станцию, получившую название Орбитальная Пилотируемая Станция-1.

Спустя 10 дней экипаж был готов отправиться на станцию ​​ОПС-1, но топливный бак ракеты "Протон" взорвался после того, как станция была развернута. Обломки кружились вокруг Земли и два дня спустя обрушились на ОПС-1. Пилотируемое рандеву в конечном итоге было отменено, но другие запуски доставили в космос больше космонавтов и оружия.

За прошедшие годы и США, и Советский Союз создали военные заставы на высоте 2000 километров над нашими головами. Сначала были разведывательные миссии с использованием пилотируемых станций на орбите, чтобы следить друг за другом. У США была своя собственная секретная программа военной космической станции, называемая пилотируемой орбитальной лабораторией, но она была отменена в 1969 году до запуска каких-либо астронавтов.

-5

Источник: ВВС США.

Иллюстрация отделения капсулы Gemini от пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL).

Однако СССР добились большего прогресса. У ОПС-2 был экипаж, и он мог защитить себя с установленной на нем 23-мм пушкой. Модифицированная из хвостовой пушки бомбардировщика Ту-22 и несущая 32 фугасных снаряда, вся станция поворачивалась, чтобы нацелиться на угрозу.

Советские военные даже испытали космическую пушку, но они были обеспокоены отдачей от выстрела, поэтому они испытали ее после того, как жители космической станции вернулись на Землю. Это был успех, и космические инженеры спроектировали будущие станции ОПС для перевозки ракет, но они так и не полетели.

Единственное различие между советской вооруженной космической станцией и имперским убийцей планет состоит в том, что пушки никогда не предназначались для стрельбы по планете. В конце концов, если вы находитесь на орбите, вам не нужны разрывные снаряды, чтобы что-то повредить. Бросьте кусок металла правильной формы на цель с коллосальной высоты, и одна только скорость нанесет огромный урон, как удар высокоэнергетического метеорита.

Вместо этого Советы разработали модифицированную космическую пушку для наведения на другие космические корабли. В конце концов, беспилотные спутники оказались более экономичными и надежными, чем астронавты, смотрящие через оптические прицелы, поэтому обе космических сверхдержавы отказались от идеи пилотируемых военных космических станций. Но сама концепция сохранялась, поскольку инженеры искали способы сбить ядерные боеголовки, когда они пересекали космическое пространство.

-6

Орбитальный рельсотрон США

Оборонная инициатива "Звездных войн" 1980-х годов огромное количество идей, которые могли бы остановить прибывающие ядерные боеголовки. Доподлинно известно о плане запуска космического корабля, который мог бы обезвреживать приближающиеся ядерные бомбы с помощью рентгеновских лазеров, но это медленно космическое оружие, а нужно что-то более надежное.

История постоянных вооруженных космических станций в рамках программы "Звездных войн" редко обсуждается, но статья 1989 года, написанная для NASA сотрудниками CalTech/Jet Propulsion Lab, дает довольно хорошее описание того, что хотела видеть оборонная промышленность.

В документе NASA подробно описаны способы использования электромагнитного рельсотрона для запуска малых спутников с базового корабля на орбите. Рельсотроны используют электрические токи для создания мощных магнитных сил, которые могут направлять снаряд по рельсам с огромной скоростью.

Но в документе JPL 1989 года предлагалось мирное научное применение ЭМ-пушек, которое, по словам автора, выиграет от исследований, проводимых Пентагоном в рамках усилий по противоракетной обороне. Общественность в конце 1980-х годов уже знала о проектах ЭМ-пушек, но основанных на наземных стрельбах в космос. Об одном проекте под названием "Эксперимент по передовой технологии компактного высокоэнергетического конденсаторного модуля" (CHECMATE) актоивно кричаи все журналисты, но в 1992 году он тоже был отменен.

Но была еще одна идея, озвученная в газете под названием Have Sting, которая предполагала вывод на орбиту постоянных рельсотронов. В опубликованном документе перечислены три компании с различными конструкциями космических кораблей/снарядов. Они ссылаются на знакомые методы слежения с использованием инфракрасных тепловых сигнатур и радаров миллиметрового диапазона для обнаружения быстро движущихся целей в космосе.

Хотя Have Sting так и не появился, он привел к появлению прибыльных последующих контрактов. Далее в статье прослеживается составление бюджета как показатель того, что усилия были реальными— или, по крайней мере, действительно дорогими. Стоимость контрактов только по проекту космического рельсотрона, выплаченного Boeing Aerospace, достигает 20,1 миллиона долларов. Эти деньги, а тем более десятки миллионов, вкладываемые в наземных ЭМ ядерных убийц, резко ускорили исследования рельсотрона.

-7

Эти достижения в исследованиях электромагнитного оружия остаются актуальными и сегодня, хотя будущее остается неопределенным . Тем не менее, у ВМФ есть стремление к рельсотронам, которые показали революционные скорости испытаний, и однажды ВМФ сможет запускать боевые самолеты с авианосцев, использующих рельсы EM.

Но отголоски программы Have Sting сохраняются и в других современных методах наземных систем защиты. Современные системы защиты межконтинентальных баллистических ракет запускают космические корабли "охотник-убийца", запускаемые на ракетах, которые используют датчики для обнаружения боеголовок, когда они находятся в космосе, и уничтожают их при столкновении.

Все эти "звезды смерти", с которыми экспериментировали во время холодной войны, и которые дорабатывались при подготовке к орбитальному конфликту — так и небыли приняты на вооружение, и их можно было отбросить как технологический тупик. Но по мере того, как космос становится все более милитаризованным, дороги, которые они проложили, похоже, куда-то ведут.

Со временем их можно будет рассматривать как предшественников оружия для нового (и пугающего) поля битвы.