Найти тему
Black Caviar Games

Разница между западной и отечественной индустрией

Человек привык сравнивать. Спортивные команды, автомобили, места работы, учебные заведения. Игры и их разработчики - не исключение. Бывало ли, что, играя, вы думали “наши так не умеют”, а потом узнавали, что проект - отечественный? Если да, значит пришло время поразмышлять над местом российского геймдева в индустрии.

Чем он может похвастаться и чем отличается от западного?

1. Возраст

Наш геймдев, как и культура видеоигр, в целом, относительно молоды. У нас не было такого количества залов с автоматами и “консольных войн” как в Японии или США. Nintendo 131 год, Sega - 61, Konami - 52. Первой российской игровой компании Nikita (сейчас Nikita Online) - 30. Столько же, сколько Blizzard и Epic Games, но до них на рынке уже были серьезные игроки. Например, Atari, которой сейчас было бы 49.

Несмотря на юность, у российской индустрии есть история и достижения. Наши разработчики не боялись экспериментов с игровыми механиками и сеттингами. Например, в 1998 году К-Д-ЛАБ выпустила легендарных “Вангеров”, аналогам которых нет до сих пор. Nival знают благодаря сериям стратегий “Аллоды” и “Демиурги”, а также (ни много ни мало) пятой части Heroes of Might & Magic. Многие бороздили космос в “Космических рейнджерах” от Elemental Games и осваивали непростое управление самолетом в “Ил-2 Штурмовик” 1C Games Studios. Наконец, именно в России (точнее, в Советском Союзе) в 1984 Алексей Пажитнов выпустил “Тетрис”.

Сегодняшним разработчикам тоже есть, что предъявить игрокам. Возвращающий старые-добрые времена классических RPG Kingmaker: Pathfinder - творение Owlcat Games. Игроки тепло приняли Graveyard Keeper, разработанную Lazy Bear Games и необычный roguelike Loop Hero от Four Quarters. Активно работают студии, выпускающие мобильные и браузерные игры - Alawar (Веселая Ферма, Сокровища Монтесумы), Targem Games (Star Conflict, Ex Machina), Pixonic (War Robots) и другие. В этом же сегменте трудимся и мы, Black Caviar Games (на днях вышла наша новая игра Samedi Manor).

2. Масштабы

Если говорить об экономических показателях, наш рынок меньше западного и составляет 1-1,5% от мирового. Это ожидаемый и достаточно хороший показатель. При этом самый крупный рынок игр - Азиатско-Тихоокеанский (Китай, Япония, Индонезия и др.). По данным Newzoo (2020 год) он занимает 50% глобального, Европа (вместе с Россией) - 19%, а Северная Америка - 25%.

В то же время по оценкам My.Games в 2020 году российский рынок рос быстрее мирового: 35% против 9,5%. Этому способствовала пандемия (у пользователей появилось больше свободного времени) и “преимущество догоняющего”. Западной индустрии сложнее расти из-за насыщенности рынка в то время, как у нас еще есть “запас” неохваченных потребителей и секторов. В России мобильный сегмент вырос на 39%, сегмент компьютерных игр - на 34%, а консольных - на 20%. При этом доминировали free-to-play проекты.

3. Платформы и жанры

Разработчики и издатели ориентируются на рынок. Если конкретнее - на спрос и финансовые возможности потребителей. Самая популярная игровая платформа в России - персональный компьютер (50%), мобильные платформы занимают второе место (41%), а замыкают список консоли (9%). По этой причине в нашей стране много разработчиков браузерных и мобильных игр (смотри первую часть статьи), а проекты для приставок можно пересчитать по пальцам.

Есть и жанровая специфика. В силу меньших финансовых возможностей среди российских проектов трудно найти высокобюджетные шутеры от первого лица уровня Call of Duty или экшены вроде God of War. Зато дела всегда неплохо обстояли с квестами (“Братья Пилоты”, “Полная труба”), стратегиями (“Блицкриг”, Silent Storm, “Периметр”) и RPG (King’s Bounty, Pathfinder: Kingmaker).

Подведем итог:

Российский геймдев моложе и меньше западного, но делает успехи - особенно, в мобильном сегменте. Развиваются его инфраструктура (профильное образование, смежные бизнесы) и культура (сообщества, фестивали, СМИ).

Будущее нашего геймдева зависит от всех - разработчиков, издателей, игроков. Может, пока у нас нет своих Half Life и Assasin’s Creed, но есть “Космические рейнджеры”, “Мор (Утопия)” и “Эадор”. А все самое интересное - еще впереди.