В Петербурге, в отличие от Москвы, меньше рынок недвижимости высоких классов, отмечает Всеволод Глазунов, директор по маркетингу холдинга Legenda Intelligent Development. В столице вращается значительно больший объем денег, там сосредоточены многие крупные компании и государственные структуры. В Петербург же обычно едут те жители регионов, кто не может позволить себе дорогое жилье. Однако конкуренция на местном рынке недвижимости чрезвычайно высокая, а после недавнего появления в городе на Неве крупного федерального застройщика в столице трех революций может вспыхнуть четвертая — девелоперская, предполагает Всеволод Глазунов.
С момента прихода на рынок проектного финансирования есть тенденция к укрупнению застройщиков. Мелкий застройщик не может взаимодействовать с банком и уходит с рынка, его место занимает более крупный. И в Петербурге эта тенденция прослеживается очень четко.
С другой стороны, успешные региональные девелоперы имеют ограничение спроса и рано или поздно сталкиваются с тем, что расти дальше некуда. Самые амбициозные из них приходят в Петербург и Москву.
Московские девелоперы тоже идут в Петербург. Недавно на питерский рынок пришел ПИК — крупнейший московский застройщик в массовом сегменте.
Честно говоря, мы запасаемся попкорном, потому что Петербург снова станет городом революции: здесь будут играть три федеральных девелопера, два из которых много лет создают в городе основной объем предложения — Setl Group и ЛСР. Теперь будет еще и ПИК.
Это один сегмент, один покупатель, а значит, будет война за клиента. Выиграет ли от этого покупатель? Не факт: себестоимость строительства в любом случае остается высокой, снижение цены возможно только за счет качества.
На московский рынок тоже заходят региональные застройщики, он менее консолидирован и там просто больше места — во всех смыслах.
В Петербурге ограничена емкость в высоких ценовых сегментах — нет столько покупателей.
В Москве мы видим плавное распределение сделок по бюджетам, ограничений нет, объемы предложения растут и успешно поглощаются. В этом смысле Москва, конечно, интереснее для девелопера.
Рынки Москвы и Петербурга похожи тем, что они постоянно обновляются, сюда едут люди. Они арендуют жилье, потом покупают на окраине, меняют его на более близкое к центру. Но в Москве спрос выше, как и инвестиционная привлекательность недвижимости: один рынок аренды чего стоит.
Петербург — город номер два, бюджет покупки здесь ниже, а темпы строительства до последнего времени были выше, чем в Москве. Сюда едут те, кому не хватило денег на Москву.
Петербург — это насыщенный рынок, где идет борьба за покупателя. Мы не строим в низких сегментах, где главная задача — сделать дешевле, хотя это тоже вариант борьбы за клиента.
В более высоких сегментах сегодня господствует новый формат жилья — большие кухни-гостиные, приватные спальни, обилие планировок, финишная отделка, дворы без машин, интересные фасады.
Если ты строишь по-советски, это неинтересно потребителю, даже в комфорт-классе. Сама по себе квартира перестала быть ценностью. Хороший дом, хороший двор, где красиво, удобно, современно, безопасно — вот что нужно.
Но если на вопрос «что» все застройщики отвечают примерно одинаково, то на вопрос «как» — по-разному, основная конкуренция сегодня идет именно в этой плоскости. Из каких материалов ты строишь, как они сочетаются — с этим у многих есть проблемы. Добавляют ли дорогие материалы ценности проекту? Не всегда. И потребитель это видит.