Можно пересчитать по пальцам тех футболистов, которые вопреки своим недостаткам становились звездами мирового футбола. А вот у одного парня, настоящее имя которого - Маноэл Франсиско дос Сантос, ноги были искривлены болезнью, с коей тяга к футболу ну никак не могла бы ужиться. К тому же еще и рост одной ноги замедлился. К юности разница между нижними конечностями достигла нескольких сантиметров.
Природа дала мальчику не только небольшую мутацию, но и невероятный талант. Франсиско обожал играть в футбол с малых лет, и получалось у него это фантастически! Он словно чувствовал мяч и управлял им как хотел.
Семья дос Сантос была нищей, и юный футболист помогал, как мог, работая на текстильной фабрике. При ней же был стадион, где по воскресениям играли все команды Пау-Гранде, там же за детскую команду в нападении блистал юный Гарринча. Так его прозвали из-за его умения голосом в точности изображать птичку Гарринча. Стаи таких птиц обитали в местных лесах.
Во время второй мировой войны, в 1941 году Маноэл пошел учиться в школу, но его усидчивости хватило лишь на четыре года. У него это не получалось и он попросту пропускал занятия. И всю последующую жизнь Франциско плохо писал и считал.
Через некоторое время Маноэл отверг предложение команды из соседнего городка, оставшись играть за местную команду Пау-Гранде. Стоит сказать, что перед его «белой полосой» была «черная». От талантливого мальчика отворачивались лучшие команды Бразилии. «Фламенгло» и «Флуминенсе» испугались, увидев кривые ноги футболиста. «Васко да Гама» вообще не допустила Маноэла до просмотра, по причине отсутствия бутс. Денег на них у мальчика не было, и он вернулся домой ни с чем.
Но спустя время фортуна улыбнулась все же Гарринчи. В Пау-Гранд, в гости к друзьям наведался Арати, вратарь команды «Ботафого». За компанию его позвали судить матч, где и играл юный талант. Увидев, что вытворяет на поле Франсиско, он в срочном порядке повез парня в Рио де Жанейро. На личные деньги купил форму и привел на тренировку своего клуба. На месте их встретил местный специалист Жентил Кардозо.
Тренировки «Ботафаго» проходили с болельщиками на трибунах, и, как только, Гарринча появился в поле их зрения — толпа просто взорвалась от хохота. Даже тренер не мог сдержать улыбки, отворачиваясь. Мягко сказать, 19-летний парень выглядел мягко сказать плохо. У него была куча проблем со здоровьем, начиная от его кривых ног, заканчивая кривой спиной и косоглазием.
Согнав улыбку с лица, тренер, нахмурив брови, прямо спросил новичка
-Какая твоя позиция на поле?
-Лишь бы не на воротах. Но в своей команде я играл на правом фланге нападения.
-Эй, Нилтон, проверь его!
Нилтон Сантос тогда был лидером «Ботафого» и основным центральным защитником сборной Бразилии. Но молодому Гарринчи это было неизвестно в силу отсутствия телевидения в его маленьком городке. Весь стадион замер в предвкушении издевательства над новичком. Но то, что произошло — никто ожидать не мог. Франсиско легко сделав несколько своих любимых финтов, пробросил мячик между ног у известного защитника и, догнав мяч, побежал дальше. Одураченный Сантос, попытавшись догнать ловкого наглеца, запутался и упал. Стадион, ожидавший совсем другого зрелища, разразился еще большим, чем до этого, хохотом. Всю тренировку Гарринчи творил с защитниками «Ботафого» что хотел и срывал овации потрясенных болельщиков. В конце он даже забил гол. Бразильский защитник был не из обидчивых и первым же делом потребовал взять в команду этот талант.
В отличие от «короля футбола» Пеле, который начал свою карьеру за сборную в 17 лет, Гарринчи начал свою лишь в 24 года и то со скамейки запасных. Его первое и очень яркое появление было на мундиале в матче против СССР, где он сразу же отличился, отдав голевую передачу. Тот чемпионат мира стал для бразильцев победным. Но как ни странно, забить Маноэлу так и не удалось.
Дважды выигрывая кубок мира, Гарринчи не задумывался о каком-либо контракте со своим клубом «Ботафого». Он был неграмотен, и руководство пользовалась этим, платя ему пятую часть той зарплаты, которую он заслуживал. Лишь в 1963 году он потребовал увеличить свою заработную плату. Руководство клуба было недовольно таким заявлением, но в дело вмешался местный банкир Жозе Магальяэс Линс, восхищавшийся игрой бразильского нападающего. Вскоре контракт был заключен.
Маноэл обожал финты. В глубине души в нем жил все тот же юный наглец, играющий в пустырях Пау-Гранде. Играя в самых важных матчах, он продолжал издеваться над соперниками, как только мог. В одном из матчей он показал, насколько он любил финтить. Это был товарищеский матч против Коста-Рики и шли последние минуты матча. Счет на табло показывал 1:1. И вот Гарринчи выходит один на один с вратарем, одурачив половину команды соперников, обводит голкипера и, не ударяя, замирает прямо перед воротами с мячом. Все в шоке! Трибуны замерли в недоумении. А футболист также легко возвращается назад и снова обводит всех футболистов и вратаря в том числе. У болельщиков уже истерика, они гудят и требуют гола. Лишь с четвертого повтора Маноэл посылает мяч между ног у вратаря и забивает. Бразилия побеждает со счетом 2:1. Уже после матча, когда его чуть не убили за это, он кратко ответил на вопрос, почему не ударил с первого раза:
- Голкипер просто не хотел немного побольше расставить ноги.
Карьера футболиста развалилась также быстро, как и развивалась. «Ботафого» участвовал в турне, а у Маноэла разболелось колено, врачи были категорически против его полета с командой. Но тренер был не намерен играть без своего звездного футболиста, так как турне был рекламно-коммерческим, и поставил игроку ультиматум — либо ты едешь с нами, либо мы выкидываем тебя из клуба. Игрок не хотел покидать свою команду и на обезболивающем сыграл все матчи. Это только ухудшило его проблемы со здоровьем. Он решил уйти в другую команду, толком не играя и залечивая свои травмы. Больше он не смог выйти на прежний уровень, скитаясь по командам Бразилии. Гарринчи не умел ничего больше, кроме как играть в футбол. Всю семью на себе тянула его жена — Эльза Суарес, ставшая тогда известной танцовщицей самбы. Вскоре и она бросила футболиста.
Маноэл морально сломался и стал пить. Умер великий футболист в 1983 году из-за отказа печени. Он умер совсем нищим. Тогда только о нем и вспомнили миллионы фанатов. Вот такой получился уход из жизни самого лучшего правого нападающего всех времен.