Вот и мы – нет. А потому, решив не только сами посмотреть, но и вам рассказать, мы и отправились в небольшое путешествие…
«Наш самолет произвел посадку в аэропорту города Архангельск, – говорит командир экипажа. – Температура воздуха за бортом +18, солнечно…» – и пассажиры рейса авиакомпании Smartavia начинают покидать салон.
Но, пока мы идем через здание аэровокзала в Талагах, погода резко меняется: не успеваем мы сделать несколько шагов по Архангельской земле, как с неба обрушивается ливень. Спрятаться некуда… Разве что… Да, на площади стоит памятник ИЛу-14, и мы укрываемся под его большим крылом.
Когда-то самолеты этого типа активно использовались в северных широтах, и памятная дощечка гласит:
Справился со своей задачей ветеран и в этот раз – немного отсырев, но не промокнув, мы пересекаем площадь и попадаем в...
Музей авиации севера.
Небольшой зал, заполненный экспонатами, производит впечатление сразу: огромный деревянный, как бы сейчас сказали школьники, «доисторический» винт – пропеллер У-2, модели самолетов, какие мы видим только в черно-белом кино, личные вещи летчиков 20-30 годов прошлого века, пожелтевшие странички документов и… кабина тренажера вертолета МИ-2!
Музей был создан на базе Архангельского объединенного авиаотряда по инициативе Архангельского управления гражданской авиации и изначально располагался на 2-м этаже гостиницы аэропорта.
Но его, может быть, и не было, если бы не первый директор музея –Гавриил Владимирович Личков. Ветеран Великой отечественной войны, журналист, в 80-х годах он был начальником талажского аэровокзала. И он сделал всё, чтобы собрать первоначальную коллекцию, с которой 6-го февраля 1981 года и открылся музей.
Он настолько понравился местным жителям, что они стали приносить сюда свои находки или приобретения, связанные с авиацией севера, передавать документы из личных архивов... И уже через три года, 18 мая 1984-го, музею было присвоено почетное звание “Народный музей”.
За 40 лет в фондах собралось более 20 тысяч экспонатов, которые принадлежат разным эпохам в освоении севера, рассказывают не только об истории авиации в Архангельском крае, но даже о космонавтике.
Мы не станем подробно рассказывать о каждом – вы сами можете взять билет и махнуть в Архангельск. Но все же о нескольких не умолчим.
Итак, первое, на что падает взгляд посетителя – это кабина вертолета МИ-2. Хоть это и тренажер, но в нем все «настоящее», а потому недостатка посидеть в кресле пилота не бывает.
А ниже на фотографиях – модели самолетов. Одну из них, а именно ЛИ-2, в 1986 году подарил музею бывший архангельский аэроклубовец. Эту модель он смастерил еще в мирное время и, наверное, даже не думал, что именно на таком самолете будет сражаться в годы войны.
А теперь посмотрите на этот снимок 1935-го года.
Самуил Клебанов, первооткрыватель северных авиалиний. Родился в 1910 году, с 13-ти лет увлекся авиацией, учился под руководством Чкалова и Антонова, осваивал ненецкие трассы и в 1935 году уже был шеф-пилотом Северного управления Аэрофлота. В годы войны командовал бомбардировочной эскадрильей и погиб в 1942-м – его самолет не вернулся с боевого задания.
Клебанов к тому же и один из прототипов Сани Григорьева – главного героя романа Каверина «Два капитана». И мы обязательно посвятим один из постов Дзена этой легендарной личности.
В фондах есть и редчайшие эпистолярные документы. Например, переписка первого директора музея с Юрием Андроповым (будущий генсек в годы войны отвечал за партизанское движение в Карелии, а летчики 5-ого авиаполка как раз и летали к партизанам). А еще – письма первого героя Советского союза Анатолия Ляпидевского. Звание это он получил за спасение экспедиции Челюскина, а в Архангельске перед войной был создан авиаморской клуб Осовиахима имени… конечно, Ляпидевского.
Конечно, есть в музее и экспонаты, посвящённые Smartavia. Все-таки наша авиакомпания вот уже 91 год летает по северным (теперь и не только) просторам России.
Ну и напоследок, чтобы не раскрывать все тайны, скажем: недавно в музей были переданы материалы из коллекции известного архангельского краеведа Евгения Колтового (1946 - 2021). Евгений Федорович много лет посвятил изучению темы вклада Севера в отечественную космонавтику.
Итак, надеемся, что мы достаточно заинтриговали вас, чтобы вы включили архангельский Музей авиации севера в план своего «северного» маршрута.
*В материале использованы фотографии экспонатов из фондов Музея авиации Севера.