Найти в Дзене

Особенности работы с симфоническими инструментами в компьютере.

Симфонические инструменты используются в основном в музыкальной индустрии для кино, мультфильмов и игр. Основные программные принципы построения симфонических инструментальных плагинов - это сэмплирование и моделирование. В моделировании живые сэмплы используются в качестве исходника-осцилятора, остальное - это ручки управления, и управление осуществляется методом синтеза (поэтому есть риск написать те ноты, которые этот инструмент в реальной жизни не играет). Самый известный представитель симфонических моделирующих инструментов - серия Sample Modelling. 

В сэмплировании же управление осуществляется теми ограниченными функциями, которые есть в сэмплере. Но самих сэмплов требуется больше, и ресурсов компьютера тоже. Современные симфонические библиотеки могут "весить" и в районе 150 гБ. В симфоническом продакшне самыми утвердившимися считаются оркестровые библиотеки компаний Spitfire, Berlin, Vienna, Native Instruments, Cinematic (Strings, brass и. т. д) 

Для сэмплера характерно использование кроссфэйда(одновременное затухание предыдущего звука и возрастание следующего по громкости) в легатных штрихах. Это хорошо работает в групповых, туттийных, "пачках" инструментов, особенно в струнных и хоре. А вот в сольных может вызвать эффект ненатуральности из-за фазовых несовпадений, и одинаковости исполнения штриха. В некоторых библиотеках легатные переходы отдельно отсемплированы, что, безусловно, делает такую библиотеку более ресурсопотребляющей. 

Внутри библиотеки каждого инструмента есть штрихи. Они, как правило, выписаны в библиотеке, и переключаются мышкой, либо горячими клавишами - ими могут быть клавиши на миди-клавиатуре, находящиеся за пределами естественного диапазона данного инструмента. Штрихи рекомендуется подбирать на слух, а не по формальному совпадению с названием в нотном тексте, если делаете трек по нотам. Иногда приходится химичить, и делать лееринг нескольких штрихов на нескольких дорожках, чтобы передать образное содержание музыки. Для эффекта живости нужна мини-разница во вступлении инструментов ансамбля, ив силе их прикосновения к звуку ( velocity, настраивается в миди-окошке, а не в библиотеке, как правило). В стаккато (или любом другом отрывистом монотонном сопровождении) - нужно делать небольшое услучайнивание - по velocity, pitch, и времени вступления в отдельных инструментах. 

Вибрато, как правило, в моделирующих библиотеках управляемое, а в сэмплерах - наступает на определённой фазе развития ноты. То же самое можно сказать про легато. В моделирующих инструментах более гибкие настройки, а в сэмплерах легато настраивается кроссфейдом - графиком постепенного затухания предыдущего звука, и возрастания следующего. 

Самые ресурсоёмкие инструменты - струнные (из-за обилия штрихов и различных ансамблевых комбинаций). Особенно если в библиотеке отсемплированы штрихи. Если имеется обычный рядовой компьютер с небольшой оперативной памятью, нужно искать библиотеку с возможностью эти штрихи генерировать. И выбирать штрихи, исходя из своей библиотеки, а не от эталонного звучания живого симфонического оркестра. Когда нужны изменения в процессе музыки (динамика, характер), то есть в компьютере нам нужна автоматизация - то, как и везде, либо рисуется в виде графика, либо в режиме живой записи крутятся контроллеры. В отношении работы оперативной памяти и программирования самыми сложными считаются струнные инструменты, с которых надо начинать, самыми лёгкими - ударные (чего не скажешь о неклассической музыке). Некоторые делают так: сначала прописывают партию дешёвому лёгкому инструменту, который под рукой, затем квантуют, и меняют инструмент. У меня не настолько большой в этом опыт, но могу сказать одно: редактировать velocity имеет смысл только после окончательного выбора инструмента. Иначе это будет потерянное время. Я так делала в музыке неклассической, и почти всегда, какой инструмент изначально выбирала, на том и оставалась. Потому что неуютно проигрывать партию на инструменте, тембрально не вписывающемся в микс в стиле, скажем, поп или шансон. 

Скорость legato и portamento выбирается соответственно темпу трека. Штрих sustain подразумевает очень медленную атаку инструмента, поэтому партию из кирпичиков необходимо выделить и сместить чуть влево по сетке - на слух. Невозможно спрограммировать деление скрипок divisi, бывают только готовые патчи (например, la scoring strings), но звучат они как будто фальшивее, что верно по законам акустики. Чем меньше скрипок в унисон, тем менее отчётливо слышится основной тон. 

Духовые инструменты - как правило солисты. Особенность в том, что нужно уделять внимание фазам звучания. Потому что когда медные духовые или хоровые библиотечные инструменты играют унисон - фланжерят, а стаккато у флейты каждой нотой с одной и той же фазы звучит неестественно. Иногда духовики, как и вокалисты, высокие ноты чуть завышают, а низкие чуть занижают. Контроллер услучайнивания высоты звуков, как и у струнных - pitch bend.

На остальных группах инструментов (фортепиано, баяне, арфе) pitch bend не применяется, так как здесь высота тона постоянна, и зависит от общей настройки инструмента. Вообще инструменты ударного или щипкового типа не нуждаются в особо тонком программировании и не занимают много ресурса. Тут, как и везде, надо следить за "хвостами" сэмплов, чтобы не наслаивались на последующий звук, и не создавали грязь. Остаётся актуальной работа с velocity. Особенно если инструмент играет мелодию (ксилофон, челеста, арфа и. т. д.) - velocity настраивается согласно законам исполнительской фразировки. Ну а если вы сами - исполнитель, и играете на миди-клавиатуре, то это существенно облегчает задачу. Остаётся только следить за тем, чтобы живость исполнения не вышла за пределы ритмичности. Всем творческих успехов!