Возможно, я ошибаюсь, но «ТЕОРИЯ ТАКТИКИ» Юрия Авербаха, опубликованная в журнале «Шахматы в СССР» в 1980 году, больше нигде не печаталась. Между тем, она заслуживает пристального внимания шахматистов-практиков. Автор попытался классифицировать все известные к тому времени приёмы тактической борьбы и комбинации...
Считаю, что эта замечательная работа известного шахматиста незаслуженно забыта. Именно поэтому я решил предложить «ТЕОРИЮ ТАКТИКИ» своим читателям. Тем более что, эти публикации отвечают основной концепции канала, а самое главное станут прекрасным теоретическим дополнением к «тактическим видеороликам», которые начали выходить на канале «64 ФАНАТА ШАХМАТ» с начала сентября под общим названием «Найди комбинацию за 199 секунд! (Супер практикум по шахматной тактике)».
В подаче материала с моей стороны внесены правки лишь в виде замены старых журнальных диаграмм, а также лекции разделены на отдельные «уроки» из-за большого объёма публикаций.
Надеюсь, что знакомство с «ТЕОРИЕЙ ТАКТИКИ» Юрия Авербаха будет полезно для начинающих и познавательно для всех остальных любителей шахмат. Благодаря им вы станете намного лучше разбираться в комбинациях и легче обнаруживать на шахматной доске скрытые тактические ресурсы во время игры.
Урок 1
ВРЯД ли нужно доказывать, что теория середины игры, особенно в области тактики, разработана недостаточно. По существу, всё, что у нас есть, – это огромное собрание примеров из практики. Пухлые книги, посвящённые середине игры, содержат сотни, а то и тысячи позиций, но поскольку до сих пор не разработана единая, всеми признанная система классификации, то неудивительно, что каждый автор вынужден придумывать свою собственную. К тому же нет единства ни в элементарных понятиях, ни в формулировках и определениях. Всё это запутывает и усложняет овладение этой стадией шахматной борьбы.
Конечно, середина игры – самая сложная часть шахматной партии. Познать её законы, установить силы, ею управляющие, – задача нелёгкая. Именно поэтому середина игры требует ясного подхода и последовательного движения от простых понятий к более сложным.
Однако этот широко известный педагогический приём (от простого к сложному) при попытках изучения середины игры почему-то нарушается. Как правило, разговор о тактике начинают с комбинаций. Неоспоримо, комбинация – одно из самых интересных явлений в шахматах, но ведь комбинация сложный механизм. И прежде чем изучать его, нужно знать основные составляющие механизма.
А что можно сказать о самой комбинации? И здесь единства в формулировках нет. Различные авторы понимают этот термин по-разному. Одни считают обязательным условием комбинации жертву, другие это отрицают. Можно вспомнить, что проведённая нашим журналом в середине 50-х годов дискуссия на тему «Что такое комбинация?» хотя и заняла порядочное место, но так и не выявила желаемую истину.
Что важнее: стратегия или тактика?
Как известно, стратегия отвечает на вопрос – что делать?‚ а тактика – как делать? Шахматисту за доской приходится многократно искать ответы на оба эти вопроса.
В военном искусстве стратегии отводится главенствующая роль, а тактике – подчинённая. На шахматной доске дела обстоят несколько иначе. Хотя и здесь тактика тоже подчинена стратегии, но её роль в процессе игры чрезвычайно велика. Ведь на шахматной доске, за исключением превращения пешки, не происходит пополнения действующих сил, да и сами они ограничены. Неудивительно, что крупная тактическая ошибка может привести к мату или решающим материальным потерям. А это значит, что в любой момент тактическая операция способна решить судьбу встречи. На практике же в сложных, запутанных позициях неожиданности поджидают на каждом ходу.
Каким бы удачным не был стратегический замысел, тактическая ошибка при его проведении может тот замысел напрочь испортить. Недаром говорят: чтобы победить в шахматах – мало сделать сорок хороших ходов, а чтобы проиграть – достаточен один плохой! С этим парадоксом вы, наверное, не раз сталкивались сами.
Как метко выразился когда-то гроссмейстер Р. Тейхман, в шахматах – девяносто процентов тактики! Каждый, от начинающих любителей до чемпионов мира, мог в этом убедиться.
Сколько из-за тактики было проиграно совершенно выигрышных позиций. Вот пример, уже ставший классическим:
Эта позиция возникла в партии Котов – Смыслов (турнир претендентов, Будапешт, 1950). Дела чёрных плохи. Чтобы победоносно завершить борьбу, белым достаточно ещё одной фигурой напасть на пешку h7. Это достигалось в четыре хода, причём два из них – подготовительные: 1. g3, 2.Крf3, 3. Фg2 и 4. Фh3.
Однако, не рассчитав, как следует, всех последствий, белые немедленно ринулись в атаку. И вот что произошло:
1. Фе2? Л:b4 2. Л:h7+ K:h7 3. Фh5 Фg8 4. Ke7 Л:g2+ 5. КрfЗ.
На этом белые, видимо, и закончили свой расчёт. Кажется, что пункт h7 незащитим, грозит мат в 2 хода, под ударом ферзь. Однако в силу вступили законы тактики, и ответ чёрных кардинально меняет картину.
5...Лf2+! 6. Kр:f2 Лb2+ 7. Фе2.
Лучшего нет: другие ответы ведут к мату. Однако и здесь после 7...Л:е2+ 8. Кр:е2 Фg2+ 9. Крd1 (9. Кре1 Са5+) 9…Фf1+ белые теряют ещё и ладью.
Что же здесь произошло? Белые избрали тактический путь достижения победы, но при этом нарушили какие-то внутренние связи, и характер позиции незаметно, но кардинальным образом изменился – у чёрных появились скрытые тактические возможности, которые и решили судьбу встречи в их пользу.
Наша задача разобраться в том, как и почему возникают подобные явления, как происходит такое резкое изменение обстановки, что её вызывает. Начать нам придётся с азов.
(Продолжение следует)
«Шахматы в СССР» №1, 1980 г.