Ошибочно полагать, что злоупотребление «веществами» – единственно проблема воспитания, семьи или социального статуса. Эти клейма очень легко ставятся и служат для объяснения проблемы с точки зрения общества, но их истинность никак не связана с реальными причинами. Скажу лишь то, что алкоголизмом страдают люди как в богатых, так и в бедных семьях; наркоманами становятся независимо от социального статуса. Непьющие семьи вполне могут обзавестись алкоголиком и наоборот. Причина – в сугубо человеческом («экзистенциальном») выборе личности… Но об этом мы будем говорить подробнее тогда, когда речь пойдет о свободе и ответственности.
Злоупотребление чем-либо зачастую является одной из множества проблем, если хотите – ее вершиной. Но нередко причина – это стремление подавить, «забить» в себе тревогу, переживания, которые рвутся наружу и мучают человека. В этом смысле, шутка про «бутылку вина – моего психотерапевта» имеет реальное значение. Как мы рассматривали выше, наиболее травматичными переживаниями являются те, которые связаны со смертью, угрозой существованию личности. Не обязательно, чтобы угроза личности была прямая – такой точкой отправления может послужить и утрата или болезнь близкого человека. Я не хочу опошлить ситуацию, сказав, что потеряв близкого, человек переживает близость смерти, и лишь о том, чтобы подобное не случилось с ним. Но я полагаю, что к горю утраты и переживанию добавляется, конечно же, и собственная тревога, которая может в дальнейшем сильно исказить жизнь человека. (Уже закончив страницу, я подумал, что…) При состоянии опьянения, люди испытывают бесстрашие – даже самый хрупкий и боязливый человечек может стать агрессивным и, позабыв о безопасности, совершать по крайней мере напрасные и рискованные поступки: ввязаться в драку, залезть на высоту т.д. Эти размышления привели меня к следующему выводу: один из способов преодоления собственной тревоги смерти является символическая «победа» над ней (Подобного рода идей придерживается и И.Ялом). И нет, вновь я не хочу свести проявления героизма и сознательный (и оправданный) риск человека лишь к преодолению смерти, нет. Это относится к тем поступкам, которые совершаются напрасно, без должного значения и смысла – молодцеватость, пафос, юношеский героизм и эйфория «героя» – ничто иное, как триумф над смертью. Другой вопрос в том, что это триумф временный, и вскоре потребуется его новая «доза».