Найти в Дзене
Владимир Добрицкий

"Его не любили. И искали повода, чтобы побить". Курьёзы местной жизни в новой книге ростовских краеведов.

Побывал на презентации книги Георгия Багдыкова и Оксаны Мордовиной "Курьезы местной жизни. Из записок бывшего гласного Думы". Идея показалась мне интересной. Много ли книг о Ростове? Довольно много. И каждая из них интересна по своему. Багдыков и Мордовина - авторы не совсем обычные. Они ни в коем случае не хроникеры и пишут не исторические трактаты. Из под пера этих двух неравнодушных ростовцев (в данном случае, мне кажется, что этот анахронизм будет уместен) выходят книги увлекательные и небанальные, хотя и основанные на подлинном историческом материале. "Курьезы местной жизни" приглашают читателя окунуться в атмосферу старого Ростова и Нахичевани рубежа ХIХ−ХХ веков. Это небольшие рассказы, написанные от лица бывшего гласного Ростовской и Нахичеванской городских Дум Алексея Михайловича Бобылева. Персонаж этот, как признаются авторы, плод их воображения, а вот все рассказанные истории подлинные. Когда-то они были заметками в донской печати. Корреспонденты газет "Приазовский край"

Побывал на презентации книги Георгия Багдыкова и Оксаны Мордовиной "Курьезы местной жизни. Из записок бывшего гласного Думы". Идея показалась мне интересной.

Фото со страницы Г. Багдыкова в соцсети Facebook
Фото со страницы Г. Багдыкова в соцсети Facebook

Много ли книг о Ростове? Довольно много. И каждая из них интересна по своему. Багдыков и Мордовина - авторы не совсем обычные. Они ни в коем случае не хроникеры и пишут не исторические трактаты. Из под пера этих двух неравнодушных ростовцев (в данном случае, мне кажется, что этот анахронизм будет уместен) выходят книги увлекательные и небанальные, хотя и основанные на подлинном историческом материале. "Курьезы местной жизни" приглашают читателя окунуться в атмосферу старого Ростова и Нахичевани рубежа ХIХ−ХХ веков. Это небольшие рассказы, написанные от лица бывшего гласного Ростовской и Нахичеванской городских Дум Алексея Михайловича Бобылева. Персонаж этот, как признаются авторы, плод их воображения, а вот все рассказанные истории подлинные. Когда-то они были заметками в донской печати. Корреспонденты газет "Приазовский край" или "Донская пчела" щедро делились с читателем на страницах этих изданий самыми интересными, порой весьма забавными случаями из реальной жизни в разделе "Местная хроника". Тем, кто интересуется историей родного города книга будет очень интересна. В ней много юмора, много нравов, характеров и примет того времени. Есть здесь трамвайные истории, а есть и автомобильные( надо понимать, что автомобили в то время были скорее роскошью, чем средством передвижения). Есть рассказы о том, как шумели ростовские свадьбы (чего только тут не случалось) или про то, как ростовцы клад искали. Читатель внимательный заметит и то, что многое из рассказанного Алексеем Бобылевым актуально и поныне. А начинающему журналисту, уверен, будет интересно понять, как газетная журналистика того времени отличалась от нынешней.

Авторы книги "Курьезы местной жизни" на презентации. Фото со страницы Г. Багдыкова в соцсети Facebook
Авторы книги "Курьезы местной жизни" на презентации. Фото со страницы Г. Багдыкова в соцсети Facebook

Есть в этой новой книге один, но на мой взгляд, существенный минус. Она скромна по объему. И быстро заканчивается. Хотелось бы оправдать авторов тем, что выбрать из всего разнообразия газетных историй самые-самые им было совсем непросто, они-то хотели поделиться с нами лучшим из того, что смогли найти. Но на самом деле, нет им никакого оправдания. А посему, им обязательно нужно будет поработать над продолжением "Курьезов..". Уж чего-чего, а курьезов в жизни Ростова и Нахичевани XIX - начала ХХ веков хватит на несколько увестистых книжных томов. Да разве мало их и в нашем современном мире?!

В завершении статьи приведу лишь одну историю из книги. Завидую, моим коллегам, которые сто лет назад могли напечатать в газете такое. На самом деле - завидую!:)

Народный самосуд, или слепая вера в колдовство

В ноябре 1893 года казак Виктор Шатов праздновал свою свадьбу. Народу было много. Все весело гуляли, много пили, танцевали. Среди гостей был некто Кузьма Долженков, слывший среди жителей за колдуна. Говорили, что он может порчу навести на человека или сглаз. А может и сжить человека со свету. Боялись его, не любили. И искали повода, чтобы побить. Если повод долго искать, то он найдется. Так было и в этом случае.
На свадьбе одной из женщин стало плохо. Впала она в обморочное состояние, начала кричать. И кричала, говорят, голосами разными. Гости испугались. Вокруг женщины собрались люди, старались ей помочь. И тут в такое же бешенство впала еще одна женщина. Все повторилось. Она тоже стала кричать, как бесноватая.
Кто-то из гостей крикнул, что это колдун Долженков порчу навел, мол, именно он «испортил» женщин. Ой, что тут началось! Одурманенные вином гости стали бить Долженкова. Били его сильно и всей свадьбой. Несчастный смог убежать. Спрятался в частном доме. Но это его не спасло. Преследователи вытащили его из этого дома. И опять стали сильно бить. А потом бросили на улице.
Как вам такое? И зачем его вообще звали? Вот до чего предрассудки доводят. А еще говорят, просвещенный век!

Справка

Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года, гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.