Найти тему
Тоня Советова

Принижать чужие достижения - это правильный педагогический прием?

Картинка из Яндекса. Воспоминания о школе
Картинка из Яндекса. Воспоминания о школе

Не так давно я была на встрече одноклассников в моей бывшей школе. Конечно, прошла тысяча лет, как я окончила школу, поэтому было интересно посмотреть на таких же «старушек», как и я, из своего класса. Встречаю там свою бывшую учительницу русского языка. Из статной, грозной и представительной дамы наша Марьиванна стала мелкой, сухонькой и даже добренькой с виду. И вот я ее и спрашиваю: «Марьиванна, а за что Вы мне всегда четверки за сочинения ставили? У меня ошибок в последних классах никогда не было, да и вообще, даже пришлось корректором в русскоязычной газете в Праге поработать, вполне себе справлялась. Но у вас я ни разу пятерки не получила».

И Марьиванна отвечает: «Ничего личного, воспитывала я тебя, детонька, просто воспитывала».

Вот сейчас вспоминаю и думаю, что это за педагогический прием у нас такой – принижать чужие достижения и самооценку якобы в благовидных целях? Этот повсеместно используемый в нашей школе принцип: не буду говорить ему хорошее, а то загордится. И такая позиция отравляет жизнь не только несчастным ученикам, но и повсеместно применяется нами в семейной и деловой жизни. Отравляет потому, что люди, благодаря такой позиции, живут в постоянном ощущении некомпетентности. Откуда идет такая установка, кто знает?

Вспоминаю, как мой сын учился в школе.

Учился он неплохо, вполне себе был ударник. После 6 класса, летом прошел успешно двухуровневые экзамены, и его приняли в наш местный турецкий лицей, в котором преподавание велось на английском языке. Я пришла забирать его документы в старую школу. И классная руководительница моего сына стала меня воспитывать: - «Да что вы делаете, зачем его переводите? Не получится у него учиться в этом лицее. Да он у вас такой непоседа, такой невнимательный. А ходит как?! Руки в брюки!»

Спрашиваю, что она имеет в виду, говоря «руки в брюки», и какая у меня есть возможность с этим злом бороться? Учительница ничего вразумительного мне на мой вопрос не ответила. К счастью, прогноз ее не оправдался: сын вполне себе хорошо стал учиться в этом лицее.

Поскольку в последних классах сын захотел поступать на факультет международных отношений в нашем местном федеральном университете, мы на семейном совете решили подстраховаться и нанять ему репетитора английского языка. Нашли преподавателя из этого же университета с самыми лучшими рекомендациями. И тут, откуда не ждали, - у меня началась еженедельная нервотрепка. После первого же занятия репетиторша позвонила и сказала, что у нашего сына не получится поступить, заниматься ей с ним – пустое занятие, но что она попробует исключительно ради нас еще только один урок. После следующего урока она опять позвонила мне и сказала, что все плохо. «Он все равно не поступит, имейте это в виду, - стращала она меня, - ну, да ладно, позанимаюсь с ним еще только одну неделю». Через неделю репетиторша опять позвонила и сказала, что - «какой толк мне заниматься с вашим сыном - ну, поступит он, и с первого же курса его выгонят».

Я мучилась в раздумьях, что ей надо - доплаты или натурально все так плохо? Ну, и сыну, конечно, доставалось, мама не горюй.

Через какое-то время репетиторша опять позвонила и долго рассуждала на тему, зачем моему сыну заниматься английским, – все равно дальше третьего курса он не сможет протянуть в их университете. Но у меня уже выработался иммунитет, тем более речь шла уже о третьем курсе, и я не очень вслушивалась в ее измышления.

Что дальше? Сын вполне себе поступил на бюджет, отучился, параллельно получил заочно второе высшее образование. А та репетиторша вышла замуж за американца, уехала жить в Штаты, и следы ее затерялись.

И вот, встретив свою учительницу русского языка, я подумала: это что, метод педагогический у нас такой? Обесценивать полностью успехи учеников? Использовать только кнут, а про пряники никто не слышал?! И где наших преподавателей этому злодейству учат - просто в жизни или в их педагогических университетах? Ведь вы замечали - у нас, вообще распространен такой стиль поведения в жизни, (каюсь, и я им грешу) - ругать близкого до победного конца и считать, что этим мотивируешь его на свершения.

Откуда это идет, кто знает? Я заметила, что даже дзеновские психологи отвечая, например, мне в комментариях, пишут «да вы не поняли, о чем я пишу, вы не уловили темы этой статьи, поэтому мне неинтересен ваш комментарий». А ведь психологов учат, что никогда не надо отвечать клиенту – «вы не поняли меня», надо отвечать – «к сожалению, я не смог вам объяснить», и что делать замечания можно только после того, как похвалил человека. Думаю, таким приемам хорошо обучают у нас в стране только чекистов. Смотрю, например, какие-то дебаты умных людей на ТV и думаю: «Наверное, все эти умные люди - бывшие чекисты». Потому что всегда заходят с критикой с таким умелым подходом: «Я вас очень уважаю и ценю ваше мнение, но вот тут и вот тут вы высказали спорные мысли». Даже в дебатах эти хорошо обученные люди не забывают, что разумно критиковать только действия человека, а не его самого.

Так почему же этому не учат наших учителей? Почему им легче обидеть ученика, чем через похвалу его подбодрить?