Найти тему

Император Петр III: И вот он свергнут, но что с ним делать дальше?

Итак, о причинах, мотивах, заказчиках и исполнителях цареубийства в Ропше я уже писала в предыдущих публикациях.

Попытаюсь воссоздать картину тех давних трагических событий.

Итак, после переворота, совершившегося 28 июня 1762 года, император Петр III под охраной гвардейцев был сопровожден в Ропшу – свое загородное имение. У тех, кто захватил власть, несомненно, возникал вопрос: что делать с ним дальше?

О том, чтобы отпустить его в Германию, не могло быть и речи. Не следует забывать, что в Пруссии, например, еще находились русские войска. Да и король Фридрих Великий вполне мог бы оказать военную поддержку свергнутому императору. Можно было собрать армию в родной Голштинии. Или, на худой конец, шведский король Адольф Фредрик, приходившийся дядей Петру III, может быть, не оставил бы родственника в беде.

Тайно переправить его в удаленный уголок страны, подобно Брауншвейгскому семейству, тоже было опасно. Если у Брауншвейгского семейства на момент переездов на руках были малолетние дети, то Петр был один. Ничто не мешало отбить его у стражи, устроить побег.

Посадить в крепость – и это не лучший вариант. Один император уже находился в заточении в Шлиссельбурге. Зачем плодить конкурентов? К тому же, в отличие от Ивана Антоновича, Петра Федоровича почти все знали в лицо. В этом случае сохранить инкогнито было бы сложнее. Притом неизвестно, как впоследствии повела бы себя чернь и гвардейцы. Ветер власти переменчив. А при двух законных императорах у них был бы выбор – кого короновать. А, возможно, и обоих императоров сразу. Тем более, что такой прецедент уже имел место. В Российском государстве уже были два одновременно коронованных царя: Иван и Петр.

И. Кестнер. Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня 1762 года. Причем картина написана в 1764 - 2 года спустя.
И. Кестнер. Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня 1762 года. Причем картина написана в 1764 - 2 года спустя.

В любом случае, как ни крути, живой Петр III был опасен для Екатерины и ее сподвижников. Нужно было его устранить. Но сделать это так, чтобы не вызвать подозрений, не запятнать репутацию и не выглядеть преступницей в глазах западных коллег. Будто бы он сам умер от переедания, от алкоголя, от стресса и прочих, не зависящих от его супруги факторов. Скорее всего, было решено спаивать императора какой-нибудь гадостью, чтобы через месяц-другой он сам окочурился от уготованной ему «прежестокой колики».

А тем временем Екатерина распустила слух, будто готовит корабль и снаряжение для отправки мужа в Германию. Была также пущена легенда, будто император в своем заточении целыми днями предавался пьянству. Екатерина же, как заботливая супруга, всеми силами пыталась скрасить тягостное пребывание мужа под стражей в Ропше. И даже отправила к нему с оказией его любимую скрипку и собачку.

В своих письмах к Понятовскому (бывшему любовнику и будущему королю Польши) Екатерина дала подробный отчет всем событиям, предшествующим смерти императора Петра III и последующим. Она уже тогда тщательно продумывала легенду, выгораживая себя и обливая помоями своего мужа. Информация в этих письмах по большей части лживая и будто специально рассчитана на публику. Как бы там, на Западе ничего плохого не подумали.

В некоторых моментах Екатерина противоречит сама себе. Например, она убедительно просит Понятовского:

не спешить с приездом сюда, потому что ваше присутствие при настоящих обстоятельствах было бы опасно для вас и очень вредно для меня

И тут же уверяет, что переворот, свершившийся в ее пользу,

проходит на чудо. Прямо изумительно то единодушие, с которым это произошло

Возникает вопрос: если ее власть установилась так замечательно «на чудо», то почему опасно приезжать в Россию?

Выставляя себя заботливой женой, Екатерина уверяет, что для содержания своего мужа выбрала местечко «очень уединенное и очень приятное». И что император, по ее словам, «имел все, что хотел, кроме свободы». Надо же, прямо на курорт отправила благоверного на полное довольствие! Только вот сам император ее мнения относительно приятности места и полного довольствия не разделял, судя по его письмам из Ропши.

И, конечно же, она не преминула высказаться относительно причин смерти мужа. Причем с такими подробностями и деталями, о которых прилюдно говорить не принято.

Легенда о естественной смерти императора была заготовлена. Возможно, не слишком хорошо отработана, - но кто будет копаться во всех медицинских тонкостях!

Ропша. Загородная резиденция Петра III. Рисунок I половины XIX века.
Ропша. Загородная резиденция Петра III. Рисунок I половины XIX века.

И все же почему так получилось, что император, который должен был умереть естественной смертью, был задушен? Видимо, что-то пошло не так и первоначальный план не сработал. Но что?

Читайте об этом в моей следующей публикации.

Начало расследования обстоятельств смерти императора Петра III читайте здесь.

#история россии #петр третий #дворцовые перевороты #императоры #преступления века

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц