Сделать суперкрасивый дизайн или привлечь к разработке сайта программиста, который напишет идеальный код — это, конечно, хорошо, но нужно подумать и о том, насколько удобно будет пользоваться вашим сайтом. А для этого точно пригодится юзабилити тестирование.
Что означает понятие “юзабилити тест”? Что можно узнать благодаря тестированию? Какие ошибки могут случиться в процессе и как их предотвратить? Какие сервисы помогут провести тестирование? Расскажем дальше.
Зачем нужно тестирование юзабилити?
Юзабилити-тестирование помогает понять, насколько удобным окажется сайт для конечных пользователей. Как быстро они смогут найти нужную информацию, насколько легко будет разобраться в интерфейсе, будут ли их раздражать какие-то элементы дизайна и т.д.
Тестирование поможет найти минусы, которые, скорее всего, повлияют на конверсию, и посмотреть на сайт глазами вашей целевой аудитории.
Например, с помощью тестирования можно получить ответы на такие вопросы:
- Почему у сайта низкая конверсия?
- Какой дизайн сайта больше нравится целевой аудитории?
- Почему у сайта высокий процент отказов? (Много людей не просматривают больше одной страницы или проводят на сайте меньше трёх секунд)
- И многие другие
Тестирование можно проводить на любом этапе работы с сайтом:
- Во время его разработки
- Когда сайт уже запущен, но вы недовольны его результатами
- При глобальных изменениях на сайте (например, новый дизайн или много дополнительных разделов)
Обычно в тестировании участвуют реальные люди. Ведь никакие автоматические онлайн-сервисы не смогут на 100% сказать, будет ли вашим сайтом удобно пользоваться.
Провести такое тестирование самим компаниям бывает сложно. Поэтому они часто обращаются в специальные агентства, которые сами находят респондентов, составляют задания и собирают итоговую статистику.
Преимущества юзабилити-тестирований:
- Вы увидите, как сайтом пользуются реальные люди. А значит не придётся строить догадки и оценивать удобство на основе только своего опыта
- Тест поможет найти минусы сайта, о которых вы раньше не догадывались
- В результате тестирования вы будете точно знать, что нужно исправить
- Тесты экономят время вашей команды
Недостатки:
- Своими силами провести такое тестирование трудно
- Придётся потратить время на поиск подрядчика
Виды юзабилити-тестов
Существует несколько классификаций тестирования. Например, тест юзабилити может быть:
- Очным. Все участники тестирования работают в одном помещении
- Удалённым. Люди тестируют сайт, находясь дома (ну или в другом удобном для себя месте). Они могут общаться с модератором по видеосвязи или через чат. Или делать всё самостоятельно и автоматически получать задания
По тому, насколько команда участвует в процессе, тесты бывают:
- Модерируемые. У тестирования есть модератор, который даёт задания, следит за всеми этапами и отвечает на вопросы
- Немодерируемые. Здесь всё происходит автоматически. Тестирование проходит с помощью специальных сервисов и присутствие специалиста не требуется
Методы юзабилити-тестирования:
- Лабораторное исследование
Пользователи находятся в специально оборудованном помещении, где им выдают задания — список того, что им нужно сделать на сайте. Например, купить билеты, выбрать холодильник, найти статью про адронный коллайдер и т.д. Дальше человек начинает выполнять задание, а в конце отвечает на дополнительные вопросы: насколько легко было пользоваться сайтом, как быстро удалось найти нужную функцию, насколько понравился дизайн и т.д.
В процессе тестирования за людьми обычно наблюдает модератор. Он оценивает их эмоции, реакции и т.д. Всё происходящее также можно записывать на видео, чтобы потом была возможность ещё раз ознакомиться с материалами.
- Фокус-группы...
Про глубинное интервью, A/B тестирование, айтрекер, карту кликов и интернет-опросы читайте в продолжении статьи. А ещё:
- Какие метрики важны для юзабилити-тестирования?
- Как проходит юзабилити-тестирование?
- Частые ошибки, которые возникают в процессе
- Сервисы для юзабилити-тестирования
Всё это можно найти во второй части статьи по ссылке.