Найти тему
Уголок фэнтези

Фэнтези, жанр, где нет видимых границ!

Оглавление

Краткий экскурс в историю жанра.

Само фэнтези, как отдельный жанр зародилось примерно в XV веке, но обрёл популярность в середине XX века…, наверное, подумали вы. От части – это так и есть, но в это время лишь дали ещё одно название тому, что раньше считали за сказки, мифы, легенды, сказки и так далее.

В каждой культуре формировался свой фольклор: скандинавские и германские саги, мифы Древней Греции, кельтские легенды, африканские и восточные сказки. Уже тогда можно было заметить типичные архетипы героев и сюжеты, которые в будущем стали базисом фэнтези.

Да это всё. Кратко есть кратко. Про историю формирования фэнтези можно написать целую книгу, так что не вижу смысла останавливаться на данном пункте. В случае необходимости, информацию можно найти в любом источнике. Но возможно, когда-нибудь, мои руки дойдут написать про историю фэнтези.

Фэнтези – это под жанр фантастики?

Охх, да будет срач!

Этот вопрос всегда будет при нас. Ведь как такового ответа на данный вопрос нет.

Читая прошлый пункт, вы могли подумать, что фэнтези зародилось куда раньше фантастики. И вы будете правы. Вот только часто, данные жанры могут соприкасаться и лишь одна маленькая деталь различает их. А именно волшебство, если точнее, её трактовка.

Возьмём в пример мага и эспера. Они оба владеют удивительными способностями. Но первый, считает это именно что волшебство в нашем обычном понимании. А вот второй, считает, что это лишь ещё одна ступень эволюции и это не какая-то странная энергия, а научно обоснованная энергия вселенная. (Как и что, уже зависит от автора.)

Отвечая на вопрос, стоит вспомнить, что фантастику делят на два основных жанра, а именно: фэнтези и научная фантастика…

М-да, даже изучая данный вопрос, найти истину невозможно. Но на самом деле, ответ весьма прост: и, да и нет.

Само фэнтези строится на том, что такое никогда не может быть реальным. А вот фантастика, что базируется на рассказах о будущем, говорит: «Что не сейчас, но когда-нибудь, такое может быть». Но! Если перенять данные слова и встроить в фэнтези, то почему бы и нет? Драконы, эльфы, дварфы? Генная инженерия или же эволюция, или же и то, и то! Магия? Открытие новой энергии или же способ управления химическими связями, чтобы из ничего создать огонь!

Так что тут уже выбор каждого, ведь что и фэнтези, что и фантастика, не имеет видимых границ.

Фантастика, создаёт фэнтези. Фэнтези, создаёт фантастику.

Главные виды и типы фэнтези.

Перед перечислением, стоит помнить следующие: на данный момент времени, нет точных границ и уже давно, все произведения вмещают в себя несколько типов фэнтези, которые плавно, иногда и не очень, перетекают в друг друга. Но общие моменты, присуще, так называемому главному жанру, будут ярко видны.

Яркий пример, цикл романов Мартина «Песнь льда и пламени». В начале, это больше похоже на историческую прозу. Но со временем, цикл всё больше и больше приобретает элементы эпического фэнтези. А вспоминая тот факт, что Мартин иногда брал реальные моменты, которые происходили в нашей истории, то в каком-то смысле это можно назвать и историческим фэнтези.

Так что да, даже при перечислении книг, советующих данному жанру, это не будет значит, что роман придерживается лишь этого жанра.

Типы фэнтези.

Есть два главных типа фэнтези.

  • Высокое фэнтези.

Тип фэнтези, когда никого не удивит дракон, а эльфийские колдуны тут также естественны, как в нашем мире русские хакеры.

Яркие примеры: Дж. Р.Р. Толкин «Властелин Колец», цикл книг А. В. Рудазова «Архимаг»

  • Низкое фэнтези.

Тип фэнтези, которое более приближенно к реальности. Магии тут мало или её в какой-то момент вообще не было в мире и из-за этого, магией владеют лишь единицы избранных.

Яркий пример: А. Сапковский цикл книг «Ведьмак», Дж. Мартин «Песнь Льда и Пламени».

Также есть ещё один, так называемые неофициальный тип, а именно «Очень низкое фэнтези» На самом деле, это название можно увидеть лишь в специализированных сайтах, где авторы и читатели общаться и обсуждают произведения. Суть «Очень низкого фэнтези» проста: фэнтези лишь декорации и если изменить мир или вообще убрать всю суть фэнтези, то ничего не поменяется. Графоманство одним словом.

Виды фэнтези.

Перейдем уже к деталям. Видов фэнтези огромное множество, но обычно, они создаются посредством внедрения других видов в себя. Так что дальше будет лишь перечисление основных видов, что сейчас очень популярны.

Перейдем уже к деталям. Видов фэнтези огромное множество, но обычно, они создаются посредством внедрения других видов в себя. Так что дальше будет лишь перечисление основных видов, что сейчас очень популярны.

Эпическое фэнтези

Данный вид можно описать просто: всё тёмное – злое, а светлое – доброе. Нет двойной морали, тут всё просто, тёмный властелин не мог иметь причин для войны – он просто плохой и так захотел.

Эпичность тут заключается в том, что решается судьба всего мира. Но не как мы привыкли в современном кино, что некая группа людей спасают мира. Тут в главных ролях весь мир, где эльфы бок-о-бок сражаться с дварфами и людьми.

Примеры: Дж. Р.Р. Толкин «Властелин Колец», «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин, трилогия Линн Флевеллинг «Ночные странники»

Тёмное фэнтези

Как и с прошлым видом, описать данный вид фэнтези также просто: зло победило. События тёмного фэнтези происходят в суровом, жестоком и мрачном мире, где положительные герои ведут борьбу только за то, чтобы он окончательно не стал адом. Основной идеей жанра часто можно назвать противостояние «малого» и «большого» Зла.

Но также, для тёмного фэнтези присуще черты, где передаётся атмосфера «настоящей» жизни. То есть, прекрасные принцессы и благородные рыцари здесь могут ругаться матом, насиловать и грабить простых крестьян и так далее по списку того, что не может делать главный герой, сражающий за великое дело.

Примеры: Гарри Гаррисон, серия «Молот и Крест», Глен Кук «Чёрный отряд» и «Орудия Ночи», Р.Скотт Бэккер «Князь пустоты»

Героическое фэнтези

В данном жанре описывается приключения отдельного взятого героя, которые могут быть, как и физически сильные, так и умственно. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства — среди них, могут быть пираты, воры, наёмники и просто бродяги. В отличие от эпического фэнтези, проблемы героя обычно локальны и касаются лично героя и его друзей, либо отдельной местности.

Примеры: «Конан», «Зена», «Легенда об Искателе»

Историческое фэнтези

Тут на самом деле всё просто и само название прямо намекает на то, что тут буду описываться события прошлого, но с добавлением фэнтези элементов, например, магии или мифологических существ.

Примеры: «Цирцея» Мадлен Миллер, цикл «Искатели неба» Сергей Лукьяненко, цикл «Монстролог» Рик Янси

Юмористическое фэнтези

Книги в данном жанре очень любят высмеивать типичные штампы фэнтези.

Примеры: Цикл «Плоский мир» Терри Пратчетт, цикл «Белория и окрестности» Ольга Громыко, цикл «Год Крысы» Ольга Громыко

Городское фэнтези

Вся суть городского фэнтези сводиться к тому, что фэнтезийный мир – это наш, а эльфы или другие существа живут не где-то там, а прямо в соседних домах, обычно скрытно.

Примеры: Джим Батчер «Досье Дрездена» Кевин Хирн, «Хроники железного друида», Ричард Кадри «Сэндмен Слим»

Техно-фэнтези

Эльфы на космических истребителях, гномы в силовой броне, космические корабли, далёкие галактики и параллельные миры. Чётких границ нет, всё укладывается в рамки вменяемости конкретного автора. Ах ну да и магия тут преподносятся с научным подходом.

Примеры: «Обломок войны» Лоуренса Уотта-Эванса, «Звёздный щит» Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмена, «Война Тьмы» Глена Кука

ЛитРПГ

Довольно новый жанр, но несмотря на это, весьма популярный в последнее время. Сама суть данного жанра в том, что у одного или у всего мира, над головой появляться цифры, которые помогают определять его левел или степень развития. Очень часто, данная «система» появляться лишь у одного контрактного, так называемого попаданца.

Примеры: Дмитрий Рус «Играть, чтобы жить», Нам Хисон «Легендарный Лунный скульптор», Смородинский Георгий «Семнадцатое обновление»

Также есть под жанр, называемый, как РеалРПГ. Это смешение ЛитРПГ и Городского фэнтези.

Иван Шаман «Бездна» и цикл «Паутина Миров», Данияр Сугралинов «Level Up