Найти тему
Notary_life

Психологический аспект в нотариальной деятельности: «Диалог» в нотариальной деятельности (цитирование источников)

В нотариальной практике учет и понимание воздействующей силы речи имеет исключительно большое значение. Многое в успешной работе нотариуса зависит от её убедительности и выразительности.

-2

В речевой деятельности принято выделять следующие компоненты:

· Содержательный – который характеризуется богатством, аргументированностью, значительностью и доказательностью мыслей;

· Выразительный – который характеризуется эмоциональной окрашенностью;

· Побудительный – который характеризуется наличием элементов, способствующих влиять на мысли, чувства и волю собеседника.

Основной формой межличностного взаимодействия между нотариусом и клиентом является диалог. Диалог принято определять как литературную или театральную форму устного или письменного обмена высказываниями, словосочетаниями (репликами) между двумя или более людьми. В настоящее время критерии ведения диалога нигде не отражены. И это понятно, поскольку у любого участника свое мировоззрение, так или иначе отличающееся от собеседника. В настоящей статье предлагаются лишь некоторые направления, а именно:

-3

1. Диалог, имеющий своей целью достижение определенного результата к моменту его окончания, то есть тем самым ориентированный на разрешение конкретно сложившейся в настоящий момент ситуации.

2. Диалог, ведущийся с целью заполнения свободного времени, который не подразумевает за собой какие-либо выводы или решения по конкретно затронутой проблематике.

3. Диалог, запланированный с четко поставленными вопросами и ожидающий наиболее конструктивных ответов (наиболее часто встречающихся в ходе повседневной трудовой деятельности любого человека).

Стоит отметить, что абсолютно при всех типах диалога в том или ином виде проявляется обоюдный психологический аспект. Анализ психологической составляющей диалога лица, обратившегося за совершением нотариального действия, с нотариусом как с лицом, наделенным в силу закона определенным кругом полномочий, направленных на защиту прав и законных интересов обратившихся за нотариальными действиями граждан и юридических лиц способствует более полному его изучению. В работе нотариуса необходим ряд навыков, которые можно охарактеризовать как психологические. Современные специалисты в сфере юридической психологии относят к необходимым нотариусу компетенциям следующее:

-4

– умение проявлять значительную наблюдательность при работе с документами, определяя в них неточности, искажения и фальсификации;

- аналитическое мышление для выявления скрытых или неопределенных обстоятельств и фактов, которые могут быть предметом споров и не подлежат удостоверению;

- способность обнаруживать противоправную мотивацию лиц, обращающихся к нотариусу;

- умение противостоять психологическому давлению при попытках заверения незаконных сделок, документов, нарушающих чьи-либо права или порочащих честь и достоинство граждан.

-5

Рассмотрение и анализ психологической составляющей диалога, которая и характеризует гражданина, нуждающегося в совершении нотариального действия, с точки зрения психологии, а именно определение его психологического портрета и, соответственно, определение дееспособности гражданина имеет важное значение. В настоящее время происходит все более глубокое взаимодействие и взаимопроникновение права и психологии. Нельзя игнорировать тот факт, что реализация права, с одной стороны, влияет на индивидуальное и общественное сознание, а с другой стороны, находится в определенной зависимости от психологических особенностей самого правоприменителя. Психологические аспекты в праве проявляются тем сильнее, чем больше акт применения права связан с межличностными отношениями. Таким образом, в работе нотариуса, основанной на постоянном межличностном взаимодействии между самим нотариусом, его помощниками и клиентами, психологический аспект является основополагающим.

-6

В профессиональной деятельности нотариуса причиной межличностных конфликтов могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения (диалога) с клиентами и с коллегами. Основными коммуникативными барьерами в общении являются:

♦ барьеры взаимодействия: мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения;

♦ барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника;

-7

♦ коммуникативные барьеры: некомпетентность, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, неумение слушать, барьер модальностей, барьер характера. Например, для преодоления барьера стиля общения в нотариальном процессе нотариусу и сотрудникам нотариальной конторы необходимо понимать разницу стилей общения. Так, один стиль применим в общении сотрудников между собой и категорически не приемлем в общении с клиентами. Как правило, в процессе общения переплетаются между собой разговорная речь и официально-деловой стиль. Необходимо четкое разграничение этих двух стилей и понимание уместности их использования. Осознание социально-психологических механизмов возникновения данных барьеров позволяет снизить конфликтологическую напряженность в профессиональном взаимодействии нотариуса в профессиональной среде.