В мире заговорили о намерении защитить «неприкосновенность психики человека, частной жизни и индивидуальной идентичности от вмешательства и манипулирования третьими лицами с помощью нейротехнологий» на законодательном уровне. Что примечательно, первыми на этом поприще стали чилийцы.
Известно, что чилийский парламент на сегодняшний день уже занят изучением соответствующих законопроектов и вполне вероятно в ближайшем будущем окончательно их одобрит. Однако, если приглядеться к этим инициативам, то возникает вопрос, а не стала ли страна уже полигоном, на котором внешние силы и отрабатывают те технологии, против которых готовятся законопроекты?
Развитие IT-технологий и искусственного интеллекта, разговоры о них, а главное, их усиливающееся влияние на жизнь, вызывают как минимум настороженность. В Чили, согласно сообщениям местных СМИ, перешли от подсознательной тревоги к делу. Здесь, на первый взгляд, власти нацелены не допустить воцарения «электронного рая», в котором человека превратят в «живой гаджет», которым будет легко управлять со стороны.
С соответствующей инициативой (по внесению в конституцию положения о признании права человека на «неприкосновенность его психики в связи с развитием нейротехнологий») в конце 2020 года выступили член сената Национального конгресса (парламента) Чили Гидо Хирарди и несколько его коллег. Помимо этого, политики подали к рассмотрению и закон «О защите "нейроправ" и психической целостности, а также о развитии исследований и нейротехнологий», призванный защитить «ментальную целостность и свободную волю человека». Пока обе инициативы «зависли» на разных уровнях утверждения, но ожидается, что приняты они будут довольно скоро.
«Нейроправа», как их интерпретируют чилийские законодатели, представляют собой «право на психическую неприкосновенность частной жизни», «право на идентичность и личную автономию», «право на свободную волю и самоопределение», «право на равный доступ к познавательной способности» и «право на защиту от навязывания алгоритмов или автоматизированных процессов принятия решений».
Чилийские парламентарии собственную инициативу охарактеризовали как «трансцендентную». Это понятие обычно используется в рамках изучения философии и религии, которые как раз и занимаются изучением трансцендентного — того, что не доступно научному познанию. Выходит что чилийцы, по их же суждению, продвигают инициативы, касающиеся материй, недоступных опытному познанию и выходящих за пределы чувственного опыта. И здесь встаёт, пожалуй, главный вопрос всей этой истории: почему именно Чили занялась такого рода законодательными вопросами и Чили ли вообще за этим стоит на самом деле?
Что примечательно, в дискуссиях сенатской Комиссии по этому вопросу принимали участие и иностранные учёные (не имели право голоса, но имели совещательное право). Среди них был и главный «движитель» «нейроправ» - американский нейробиолог Рафаэль Юсте. Именно он ввёл в международный обиход само понятие «нейроправ».
Первоначально Юсте был известен как «вдохновитель» американской программы «Исследование мозга с помощью передовых инновационных нейротехнологий». Она стартовала в 2013 году после соответствующего решения Барака Обамы, занимавшего в то время пост президента. Не совсем, правда, ясно - была ли предоставлена Обаме честь объявить о программе, или его администрация «заказала» её у доктора Юсте. Ответ может крыться в целях самой программы - искренне озвученные намерения, или просто ширма для сокрытия того, о чём уведомлять общественность не стоит.
Есть несколько моментов, которые заставляют всерьёз задуматься. Во-первых, вопрос в том, почему Юсте не занялся продвижением прав в родных США, а начал эту работу в Чили. Ответ на него интересен, если вспомнить, что за свою историю страна уже бывала полигоном для испытаний американских идей. Во-вторых, примечателен тот факт, что партнёрами американской «Инициативы по "нейроправам" являются Агентство передовых исследований в сфере разведки (The Intelligence Advanced Research Projects Activity, IARPA) и Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA). Стоит вспомнить хоть немного об этих двух структурах и подозрения в отношении «инициативы» возникают сами собой.
Принимая во внимание даже эти несколько обстоятельств, наиболее вероятным становится вывод о том, что на самом деле реализуемые законопроекты — это лишь прикрытие для очередного эксперимента, а может быть, и некая полуправда, являющаяся его частью.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#геополитика #законодательство #права человека #искусственный интеллект #технологии