Найти тему
Владимир Сиденко

НЮСЬ и БАЛЮ. Эффект "баунти" или как остановить время.

Когда во Владивостоке только-только начинаются традиционные мартовские снегопады, в это время во Вьетнаме стартует последний месяц высокого туристического сезона. Россиянам, как известно, можно въезжать в страну вьетов без визы сроком до пятнадцати дней. Мы этим и воспользовались.

Мы – это Нюсь, Балю и наш пятилетний сын. План поездки прост, но полон передвижений по стране. В течение двух с небольшим недель мы хотим побывать в знаменитой бухте Халонг (север страны), которая совсем недавно вошла в семёрку природных чудес света современности, погрузиться в атмосферу старинного квартала столицы Вьетнама – города Ханоя, посетить полную экзотики дельту великой реки Меконг (юг страны) и провести несколько дней во всемирно известной кайтинговой мекке Вьетнама – на курорте Муи Не, что на берегу Южно-Китайского моря (это тоже юг, чуть выше Сайгона-Хошимина).

Сами вьетнамцы, в большинстве своём, называют город Хошимин Сайгоном, а потому и мы его так станем называть. По внутренним ощущениям и темпу жизни именно этот город и является реальной столицей Вьетнама, хотя официальная столица – это Ханой.

Мы прилетели из Владивостока в Сайгон около полуночи. Ночная плюсовая температура в 28 градусов заставила нас прямо в аэропорту сменить свитеро-шарфовый стиль одежды на шортово-маечный. Прошли таможню, получили багаж и поехали в центр города поспать несколько часов в отеле перед очередным перелётом на север Вьетнама, в столицу страны.

Сайгон-Ханой-Халонг

Все свои «баулы» мы оставили в сайгонском отеле, летим в Ханой налегке. С собой только фотоаппаратура и ноутбук. Форма одежды – шорты, сланцы и футболки.

Два часа перелёта и мы в столице. Температура 25 градусов. Если трансфер в город на такси за 15-16 долларов не укладывается в бюджет вашего путешествия, а вы хотите добраться до центра столицы Вьетнама «бюджетно» – как это принято сегодня называть, то вам направо от выхода из терминала, к стоянке минибасов. Как только миниавтобус заполняется, вы платите всего 2 доллара за место и через 40-50 минут покидаете транспорт всего в ста метрах от «Озера возвращённого меча», то есть – в самом туристическом центре столицы, в ярком старинном торговом коконе, сплетённом из нескончаемой паутины двухэтажных торговых улочек и закоулков. Где-то в одном хитропереплетённом узелке этой живой паутины нам предлагают номер с прекрасным видом на бурную торговую жизнь Ханоя.

-2

Весь день и большую часть ночи мы посвящаем таинству погружения в эту самую жизнь. Бесподобно, особенно, когда поздно ночью вдруг находишь себя сидящим в импровизированном уличном кафе у сковороды, скворчащей разносортным мясом, и всё твоё семейство с палочками в руках принимает участие в приготовлении этого кулинарного шедевра на открытом огне. Не хочешь мяса, жарь лобстеров…

-3

Рано утром мы на комфортабельном туристическом автобусе едем в бухту Халонг. Дорога занимает четыре часа. По ходу заезжаем посмотреть, как вьетнамские умелицы шёлком вышивают по холсту. Очень красиво это у них получается. Нравится этюд – покупай…

В городке Халонг пасмурно и температура воздуха на 10 градусов ниже, чем в Ханое. У моря довольно прохладно. Берём билет на пятичасовую морскую экскурсию по знаменитой бухте с посещением пещер и последующую доставку нас к месту ночлега на самый большой остров экзотического архипелага – Кать Ба. Всего здесь 1969 островов и островков, но мы выбираем самый большой, так как он обитаем и на нём есть целый туристический городок с одноимённым названием и множеством отелей, ресторанов, закусочных, туристических агентств, ночных клубов, сувенирных лавок и магазинчиков.

В ожидании своего судна пробежались по ближайшим торговым точкам в поисках тёплой одежды, но ничего подходящего не нашли. Здесь торгуют только футболками и конусообразными соломенными головными уборами. Единственное, что удалось найти – это длинный и широкий красный шерстяной шарф, непонятно откуда взявшийся в одной из сувенирных лавок. Укутали своего мальчика в тёплую ткань, и он стал походить на матроса-революционера с перекрещенными пулемётными лентами на груди. Чтобы избавиться от наваждения, прикупили ему ещё и соломенный конус. Эта деталь импровизированного костюма несколько смягчила общий вид, и наш сынишка стал смахивать на трудолюбивого вьетнамского крестьянина.

-4

Наш корабль медленно курсирует по лазурной бухте и минут через пятнадцать заплывает в «пасть древнего дракона» с многочисленными острыми зубками, зубами и зубищами островов, покрытых живописной тропической растительностью. Тишина стоит необыкновенная. Её нарушает лишь тихий говор корабельного двигателя и ласкающее слух пение птиц, живущих в этой красоте. Это и есть та часть бухты, которая вызывает восторг у всего мирового сообщества нашей планеты. И мы здесь не исключение. А тут ещё вспоминаем, что сегодня самый главный женский день – 8 Марта, и радуемся, что нам необыкновенно повезло оказаться в этот праздник в одном из самых необычных и романтичных мест в мире.

-5

Впереди небольшая рыбацкая деревушка на воде. Несколько незамысловатых хижин на лодках и понтонах, улочки-трапы, пара дворняжек, несколько бассейнов с рыбой и другой морской живностью для еды и на продажу.

Вечереет, но полюбоваться закатом нам не удаётся. Начинает моросить дождик. Немного не повело с погодой. Хотя, говорят, здесь это в порядке вещей и пасмурных дней в бухте бывает гораздо больше, чем солнечных.

Наш кораблик причаливает к острову Кать Ба. Почти все туристы остаются ночевать на судёнышке, а мы трое и семейная пара из Гамбурга садимся в небольшой автобус, который везёт нас в Кать Ба таун. Это в 26-ти километрах на другой стороне острова. Там без особых проблем снимаем уютный номер в одном из многочисленных отелей и идём на праздничный ужин. Мужчины торжественно вручают любимой маме и жене памятную ракушку из Южно-Китайского моря с перламутровой надписью «Кать Ба» и заказывают всем лобстеров, а потом ещё много всего разного. Целый день на свежем воздухе предполагает наличие добротного праздничного ужина.

На следующий день проснулись рано, позавтракали, прогулялись по городку и вернулись в отель. В 9 утра за нами должен заехать автобус и доставить к стоянке скоростных судов. На одном из них мы умчимся на материк, а дальше на междугороднем автобусе доберёмся до Ханоя. Билет на весь маршрут приобретается в отеле. Автобус к парадному прибывает без опоздания.

В столице так же холодно, как и у моря. Идёт понижение температуры по всему северу страны. Одно радует, что мы в своих шортах, сланцах и футболках едем в аэропорт и уже через несколько часов снова будем в Сайгоне. А там жара – плюс тридцать пять!

Сайгон-Меконг

Сайгонский аэропорт, в отличие от ханойского, расположен в черте города. Поездка на такси до центра обойдётся вам по счётчику где-то в 225 тысяч донг (100 тысяч донг – это примерно 140 рублей). Но туда же можно добраться и на рейсовом городском автобусе №152 всего за 4000 донг. Его остановка находится у входа в международный терминал аэропорта. Работает маршрут с 6 часов утра до 18:00.

Сегодня мы отправляемся на однодневную экскурсию в дельту реки Меконг. Существует два варианта такой поездки. Экскурсионная программа в обоих вариантах одна и та же, но в первом случае в район дельты вас доставят на комфортабельном туристическом автобусе и на нём же вернут обратно. Во втором варианте вы возвращаетесь в город на скоростном катере по притокам Меконга и реке Сайгон. Мы выбираем второе.

Меконг – это самая большая река Вьетнама и десятая по длине река мира. Её истоки находятся на Тибетском нагорье, а потому это ещё и китайская река, лаосская, таиландская и камбоджийская. Её общая протяжённость составляет около 4500 километров, но именно во Вьетнаме Меконг впадает в Южно-Китайское море, образуя обширную дельту, в которую входит 4 больших рукава шириной по несколько километров каждый и бесчисленное множество мелких и мельчайших проток.

Активное освоение дельты началось примерно 300 лет назад. В наши дни здесь проживает уже более 17 миллионов человек и это без семи миллионов граждан города Хошимина, который хотя и находится рядом, но, стоит на реке Сайгон.

Дельта Меконга – одна из всемирных рисовых житниц. Здесь снимают по три урожая в год и выращивают 60% всего вьетнамского риса. Кстати, на карте контур Вьетнама похож на коромысло с двумя корзинами риса. Одна из них – это дельта реки Меконг, вторая – дельта реки Красной.

В 8 утра на автобусе с англоязычным гидом и другими участниками большой прогулки мы едем в городок Ми То. Там наша интернациональная команда пересаживается в открытый прогулочный катер и по реке Меконг отправляется вдоль островов Дракона, Феникса и Черепахи к острову Юником, на котором будет происходить дегустация местного мёда.

После сладкого мы пешком отправляемся в островную национальную деревню. Там нас обряжают в соломенные головные уборы и катают на самодельных деревянных лодках-сампанах по многочисленным узеньким каналам, поросшим непролазными зарослями тропической растительности.

-6

Многие жители дельты не только передвигаются на лодках-сампанах, но и живут на них. В бытовом отношении лодка мало чем отличается от хижины. Мы наблюдали подобное в бухте Халонг. Тот же алтарь, фотографии на стенах, керосиновая плитка, мебель из ДСП, даже телевизор, который работает от дизельного генератора. Из таких плавучих домов складываются целые деревни на воде.

Гид рассказал, что в большинстве своём население островных деревень никогда не покидает своего острова. Люди здесь рождаются, живут на нём весь отмеренный свыше срок, занимаясь нелёгким крестьянским трудом, и здесь же на острове умирают. А «большая земля» за рекой – это для них что-то из области мифов и легенд.

Мы продолжаем экскурсионную прогулку на катере. Следующий гвоздь программы – фабрика по производству кокосовых конфет. На самом деле вся «фабрика» умещается под одним небольшим навесом. Кустарное производство кокосовых конфет выглядит очень экзотично, а технологический процесс прост и доступен каждому, были бы кокосы.

Едем дальше. Остановка в джунглях. Здесь нас ждёт обед по-вьетнамски с петушиными боями на десерт.

Очередной переезд и вот мы уже дегустируем экзотические фрукты под живую национальную музыку инструментального трио и народные вьетнамские песни. Между песнями наш гид сообщает, что большая часть выращиваемых во Вьетнаме фруктов произрастает именно в дельте Меконга.

Нам ещё можно посетить знаменитый на весь мир плавучий рынок, совершить велосипедную прогулку по островным деревням, переночевать в доме вьетнамских крестьян и ещё глубже погрузиться в повседневную жизнь и скромный быт простых вьетнамцев, но для этого существуют 2-х и 3-х дневные экскурсии в дельту Меконга. А мы на скоростном катере возвращаемся в Сайгон, наблюдая, как большая река кормит свой народ и даёт жизнь многочисленным прибрежным поселениям.

-7

Через пару часов катер причаливает к центральной набережной Сайгона, откуда туристический автобус развозит путешественников по отелям.

-8

Сайгон-Муи Не

Рано утром мы покидаем южную столицу Вьетнама. Теперь наш путь лежит в Муи Не – один из красивейших курортных городков Юго-Восточной Азии. Находится он в 200 километрах от Сайгона. Добраться туда можно в спальном автобусе, а можно и в обычном междугороднем. Мы проехали и в одном, и в другом. Что-то у организаторов перевозки пошло не так и через два часа поездки на обычном автобусе нас попросили пересесть, точнее будет – перелечь в спальный автобус. Эх, так бы ехать на нём и ехать, но, вот уже и Муи Не. Всё хорошее быстро заканчивается, хотя, лучшее только-только начинается.

Уникальные климатические условия курорта Муи Не позволяют наслаждаться здесь морем и солнцем круглый год, даже когда в других районах Вьетнама идут дожди. Это тихое и спокойное место, окруженное песчаными дюнами и утопающее в пышной зелени кокосовых пальм, идеально подходит для семейного отдыха и любителей кайтинга и серфинга.

Муи Не ещё называют «вьетнамскими Гавайями». Вдоль роскошных пляжей с разнообразными живописными пейзажами выстроено 50 отелей мирового класса. Их ухоженные территории утопают в зелени тропических садов. Большинство предлагают размещение в бунгало и виллах.

Мы поселились в одном из таких бунгало отеля «Small Garden» прямо на берегу моря. По соседству располагается множество маленьких уютных ресторанчиков и кафе, в которых предлагаются свежевыловленные морепродукты и готовят вкуснейший кофе по-вьетнамски, а многочисленные сувенирные лавочки и магазины окончательно убеждают нас в том, что мы, наконец-то, на отдыхе.

-9

В трёх шагах от бунгало школа кайтинга. 350 долларов, пять часов обучения, и вот вы уже мчитесь на борде по крутым волнам, вслед за ветром и цветастым змеем-парашютом. Очень красиво и экстремально!

Мы не принадлежим к армии любителей исключительно пляжного отдыха, а потому стараемся каждый день устраивать себе познавательные экскурсии по близлежащим достопримечательностям, благо их здесь несметное количество и на любой вкус. Это и пагоды Фантьета, и Чамские башни, и самая большая во Вьетнаме статуя лежащего Будды, к которой добираются по канатной дороге, и Красный каньон, и Розовые барханы, и Белые дюны, и лотосовые озёра, и национальные рыбацкие деревни. И всё это рядом, в двух шагах. Чуть подальше и подольше – город Далат – винная мекка Вьетнама, с удивительной природой и архитектурой.

-10
-11
-12
-13
-14
-15

Семь волшебных дней пребывания в «баунти» подходят к концу. Впереди ещё два дня в Сайгоне. Один мы планируем посвятить пешей прогулке по историческим местам и достопримечательностям города, а второй провести в знаменитом ботаническом саду и зоопарке Сайгона.

Нотр Дам де Сайгон

Вот оно знаменитое на весь мир вьетнамское дорожное движение без правил. Эти нескончаемые реки мототранспорта, которые, на первый взгляд, невозможно пересечь. Оказывается, что всё-таки можно. И мы просачиваемся к центральному городскому рынку Бен Тан, но вовнутрь не заходим. Пусть сувениры и подарки для наших близких и друзей полежат на полках до вечера, а пока бурлящие потоки вьетнамских байкеров увлекают нас в направлении Сайгонского Собора Богоматери или Нотр Дам де Сайгон, который, если верить интернету, похож на Собор Парижской Богоматери.

-16
-17

Кстати, о местной архитектуре. Необычные дома строят в городах Вьетнама. В глубину двора они вытягиваются до двадцати метров, в высоту имеют 2-4 этажа, в то время как их ширина составляет всего три метра, ну максимум – шесть. Объясняется это дефицитом свободного пространства и желанием каждого домовладельца иметь свой собственный выход на улицу.

С улицы в такой дом попадают через широкую четырёхстворчатую и массивную деревянную дверь. Входные двери бывают простыми, но, чаще – это настоящее произведение искусства с витиеватой резьбой. Порой не сразу понимаешь что это: часть конструкции дома или уже мебель. Через дверь вы сразу же попадаете в гостиную, где стоят диван, чайный столик, буфет с посудой и телевизор. Довольно часто в интерьере гостиной можно заметить хозяйских железных коней. Мопеды во Вьетнаме – это полноценные члены семьи.

Мы приближаемся к Парижской площади. Ну где же ещё в этом большом городе может находиться Нотр Дам?

-18

Величественный Сайгонский Собор Богоматери, на наш взгляд, совсем не похож на Собор Парижской Богоматери, но от этого сооружение не становится менее значимым или менее величественным. Возводился храм по проекту французского архитектора Ж. Бура в течение трёх лет, начиная с 1877-го. Мсье Бура непосредственно осуществлял контроль над ходом строительства. Все строительные материалы, начиная с цемента, кирпича, стальных конструкций и заканчивая гайками, были привезены из Франции.

Особо стоит остановиться на соборных колоколах. В Сайгонском Нотр Даме их шесть. Они издают звуки шести музыкальных нот: до, ре, ми, соль, ля и си. Колокол «соль» является одним из самых крупных в мире: его вес составляет 8785 килограмм, диаметр – 2,25 метров, высота – 3,5 метра. Его низкий и бархатный голос раздается только один раз в году, в ночь на Рождество.

В праздничные и воскресные дни обычно звонят три колокола, а в остальные только один – колокол «ми» или «ре» в 5 часов и в 17 часов 30 минут.

Вечереет. И мы отправляемся на рынок Бен Тан. Когда добираемся до места, часы на его башенке показывают начало седьмого, а в шесть часов вечера сторожа запирают здание рынка до утра. Но расстраиваться не стоит, так как торговля на Бен Тан не прекращается, ни днём, ни ночью. После шести вечера здесь всё только начинается. Те лавки, что торгуют днём в здании, на ночь переезжают на улицу и располагаются вокруг него. Мало того, здесь же, как из воздуха, вдруг материализуется несметное количество уличных закусочных и кафе-гриль, проявляются фруктовые улочки, обувные, сувенирные, чайно-кофейные и прочие другие. Господи, чего здесь только нет!?

Тхао Кам Вьен Сайгон

Одно из лучших мест семейного отдыха в Хошимине это Тхао Кам Вьен Сайгон – зоопарк и ботанический сад «в одном флаконе». Ему мы посвящаем свой последний день пребывания во Вьетнаме.

-19

Строительство уникального парка было начато еще в 1864 году французскими колонизаторами, которые на 20 гектарах разбили сады для выращивания экзотических растений. На территории этих садов в вольерах содержались пойманные в тропических лесах Вьетнама животные и птицы, ожидающие отправки в зоопарки Франции. После 1975 года, когда экскурсионные туры во Вьетнам стали вызывать интерес у иностранных туристов, был сделан акцент на развитии зоологического парка и приобретении новых экзотических для Вьетнама животных. Сейчас в вольерах зоопарка обитает более 500 животных и птиц, а на территории ботанического сада произрастает более 1800 растений, среди которых 20 видов орхидей, большая коллекция кактусов и карликовых деревьев-бансай.

-20

Незаметно приближается вечер. Мы возвращаемся в отель, прощаемся с гостеприимным персоналом, с шортами, сланцами и футболками, достаём шарфы и свитеры, в которые облачимся в самолёте по прилёту домой, загружаем чемоданы в такси и едем в аэропорт.

До свидания, Вьетнам, до скорого свидания! Мы ещё вернёмся, обязательно вернёмся. А гарантией тому – целая горсть монет, оставленная нами в фонтане ботанического сада.

Фото: Татьяны СИДЕНКО