Сергей Сорокин
В разные времена года в 90-тые и «нулевые», разными видами транспорта, но больше самолетом, проехал, посмотрел юг, север, запад, восток нашей страны. Один раз «длинным днём» с погодой «миллион на миллион» от Петропавловск-Камчатского до Москвы лежал на тактическом стекле грузового Ил-76 глядя как внизу медленно прокручивается «глобус».
Незабываемое «кино»! Понятна оценка А.И. Лебедь, встав спиной к карте нашей Родины и широко раскинув руки выдавшего в свойственной ему манере, - «Не моё, а все равно приятно!»
Страна действительно досталась нам от предков огромная, регион от региона отличаются природно-климатическими условиями, уровнями экономического развития, условиями жизни и ещё много чем. Естественно, различаются и люди в разных регионах, – а почему им быть одинаковыми, когда остальное отличается?
В этой связи несколько отрывочных заметок - наблюдений.
О Сибири и её жителях. Национальность в Сибири вообще дело десятое, там давно укоренилась наднациональная общность - сибиряки! Главное, что из себя представляет сам человек.
Что могло в стародавние времена толкнуть человека на переезд в Сибирь, причем, навсегда? Злая воля правителей, как в случае с моими предками – староверами; желание выслужить у власти милость за какие-либо прошлые прегрешения перед ней (били челом вкупе с грамотами о присоединении очередной земли к государству Российскому); стремление выйти из-под любой власти, стать более свободным (крепостного права ведь в Сибири не было никогда), зависеть только от себя, своего трудолюбия, удачливости.
Раз уж вы нашли в себе силы читать эти не самые совершенные строки и, если вы раньше меня не открыли работы режиссера Дмитрия Васюкова, рекомендую цикл его фильмов «Свободные люди» («Алтай», «Енисей», «Поморы»), что доступны в ю-тубе и имеют по 10 и более миллионов просмотров. Трудно найти лучше иллюстрации к моим заметкам.
Свободолюбие, как черта коренных сибиряков (челдонов), сохранилась до нашего времени. Свобода сопряжена с ответственностью. Сибиряки всегда понимали и понимают, что право самому решать, как тебе жить, с лихвой уравновешивает его оборотная сторона - личная ответственность за всё, что может принести тебе эта свобода. Свобода обреталась в обмен на жизнь в условиях физического выживания. А выживать в Сибири всегда было трудно, очевидно, из-за этого в людях естественным образом селектировалась, взращивалась взаимопомощь, доброта, открытость, сметка, рукастость.
Сибирякам свобода - хорошо, а вот власти с сибиряками плохо. Власти нашей никогда не удавалось достойно управлять свободными людьми, что при царях, что сейчас, что во времена гайдаров/голиковых! Представить невозможно, что творили тогда эти «шестнадцатилетние командиры полков» нам, знающим, что наделали позже их образованные на западный манер внуки!
Служить свободным людям? Ещё чего! Запрещать, не пущать, контролировать, «отжимать», распоряжаться, не неся за это никакой ответственности, вот и всё их «служение» большинства этих «слуг народа»!
Тюменская область, наше время. Регион экономической активности, социального оптимизма, уверенных в своих силах жителей, обоснованно высокого собственного достоинства. «В этом диком крае нету места рохлям. Люди выживают – мамонты подохли».
Своеобразный говор. Явный лингвистический «след» соседствующего Урала в виде округлого «о» и его «протягивания», - а вот это уже местное. К сожалению, говор передать не смогу и не только потому, что машинописный жанр изложения не позволяет, – летная работа и возраст слух мой изрядно «посадили». Но могу предложить, в качестве примера, говор и бордюры от С. Собянина – уроженца и, долгое время, жителя тех мест.
Тюменская жизненная «геопозиция», на мой взгляд, хорошо передана анекдотом, услышанным от уважаемого местного руководителя, - коренного жителя региона. Ведущий одной из федеральных радиостанций московской локации принимает звонки. Раздается звонок от радиослушательницы из Тюмени.
«Слушаем Вас! Вы в эфире! Представьтесь пожалуйста, как Вас зовут?»
«Меня зовут Света.»
«Света, Вы откуда?»
«Я из Тюмени».
Услышав региональный говор, вместо привычного московского удлинённого «аканья», ведущий начинает троллить звонящую.
«Тюмень? Тюмень? А где это?»
После короткой паузы неуверенно «вспоминает»:
«А, это где-то за Уралом???»
«Нет, это Вы – за Уралом! А я, Света, - из Тюмени!»
Ещё одно подтверждение того, что всё относительно, включая взаимное расположение.
Отличия могут быть и не на столь значительном расстоянии, как в случае между Москвой и Тюменью. Например, между городом Новосибирск и городом Обь, где расположен аэропорт Толмачёво, всего около двух десятков километров.
На Красном проспекте города Новосибирска расположена дирекция филиала, в городе Обь, – Новосибирский Центр обслуживания воздушного движения этого филиала. Но люди в дирекции (офисные) и в Центре отличаются, как, наверное, в любом офисе и производственном подразделении. Для обозначения этого «отличия» острословами придумана своя местная «национальность» - «толмачёвец».
Если быть точным, то этот термин полноценно употребляется только к тем, кто вырос и учился в школе города Обь. Знатоки утверждают, что «толмачёвца» видно сразу «невооруженным глазом», даже если он перешел работать в дирекцию филиала.
Разумеется, это в шутку, в виде мягкого подначивания попыток этого Центра отстоять свою «самобытность», некую «оппозиционность» дирекции филиала - руководить то, мол, все умеют, а вот работать «у станка...»
«Северяне» (жители Коми, Якутии, Чукотки) и «Южане» (сочинцы, краснодарцы, ростовчане), работающие в гражданской авиации и занятые, в части касающейся, обслуживанием воздушного движения. Наблюдение только о них. Разумеется, субъективное, не претендующее на абсолютную истину.
Климат – диаметрально противоположный. Но именно «крайности» климатических условий Севера и Юга вырабатывают в живущих и работающих там людях, неторопливость, основательность, степенность. Попробуйте побегать (суетиться) весь рабочий день по морозу или на жаре! Это как сложно, так и вредно. Причины противоположные, а результат один. Опять же в шутку носителей этого «результата» за глаза зовут «отмороженные» и «утомленные солнцем».
Камчатка и живущие там, это вообще другая планета! Всю остальную Россию на Камчатке, как и на Чукотке, Сахалине, ряде других отдаленных мест, называют «материк».
Камчатка – умопомрачительно красивый край! Причем, в любое время года. Уникальна природа, климат. Под стать им и живущие там люди. Самобытны, инициативны, сметливы, предприимчивы. Хозяева слову – Камчатка населением маленькая, все о друг друге легко узнают как хорошее, так и не очень. Могут пошутить, как над собой, так и над гостями, да ещё как!
До сих пор в камчадалах сохранён дух первопроходства, унаследованный от первых россиян, пришедших сюда из центральной России. Шли Сибирью до Лены, по Лене сплавлялись до Северного Ледовитого океана, а далее конным и пешим ходом по прохладному «пляжу» через Чукотку с воинственными чукчами и совсем не мирными тогда коряками, спускались до южной оконечности Камчатки.
Могли ли это совершить «Иванушки-дурачки», лежебоки на самоходной печке, лаптем щи хлебавшие?! Попробуйте, хотя бы мысленно (по карте), пройти часть этого пути! А в конце 17 века – начале освоения россиянами Камчатки, когда и карт то не было?? Ладно, вам льгота, – попробуйте пройти в веке 18-м)).
Дошли, обжились, в 19-м веке дали отпор «предприимчивым» французам, попытавшимся «отжать» у них Камчатку. Интересно, а что французы там «забыли»?! Ладно, Россия – империя, а они-то свою разрушили, как и Бастилию, им ли к лицу имперские амбиции?!
В период залихватски-безголовых потрясений 90-тых, «паркетные реформаторы» посчитали, что «Север нам не нужен!». Вместе с народом, там живущим несколько столетий??!!
Как и самолето-, ракето-, машино- корабле- и прочее строение. «На Западе купим». Но до того, чтоб у них что-то купить, народу, оставшемуся без работы, нужно было выжить.
До «Запада» с Камчатки только лёта больше 11 часов, потому выживать («челночить») начали с Китая. «Челночили» бывшие камчатские учителя, медработники, военные, инженеры, рабочие ремонтных подразделений ВМФ. Рыбаки «осваивали» Японию, Южную Корею. Жители Чукотки через Берингов пролив проникали «негоциантами» на Аляску, к местным чукчам, алеутам, как некогда они к нам (при «ненавистном царском режиме»).
Памятники при жизни надо ставить тем людям - «первопроходцам по- неволе» конца 20-того века, вернее по воле той «псевдодемократической пены», не знавшей, не любившей ни страну, ни её жителей! Народ, видите ли, этим «талантливым» правителям достался «плохой», «не вписывающийся в рынок»! Тяжело было народу, но духа (оптимизма) не теряли, спасались трудами своими, находчивостью, шутками.
Немного позитивчика, а то всё о грустном и негативном, а в жизни ведь так не бывает, - всё вперемежку. Середина 90-тых. Пришёл на Камчатку грузовой «Ил» из Москвы полный товара и «негоциантов» - хозяев груза, хотя и зимняя погода мешала, и с топливом было не просто, и с бытом.
В Елизово выгрузились, самолет закрыли, сдали под охрану. Время близкое к полуночи. Горячего не ели и нормально не спали до этого несколько суток. Местный вызвался показать экипажу, где можно поесть. В одном месте – облом, в другом – темно и закрыто, в третьем – тот же результат.
Наконец попался придорожный «чепок», в котором что-то светилось, но дверь была закрыта, причем изнутри. Сопровождавший оживился, стал стучаться (близко к «ломать»), дверь чуть приоткрылась, камчадал сунул ногу в щель для возможности продолжения разговора с молодой, усталой женщиной – по виду работницей этого заведения. Не выдержав, запустила внутрь. Камчадал – сама напористость, экспрессия, непрерывная словесная атака, поток лестных эпитетов работнице общепита.
Работница: «Ой, да мы уже закрылись, у нас почти ничего не осталось!»
Сопровождающий:
«Девушка! Вы должны их накормить!»
«Это скульпторы!»
«Из Москвы!»
Провел взглядом по пустой полке этого «бара», на которой лежал кекс не первой свежести.
«Будут лепить скульптуру: «Девушка с кексом!» «А здесь ищут натуру!!»
Поразились перспективой и «скульпторы», и работница общепита.
Поток лести, даже не самой изысканной и утонченной, способен лишить большинство женщин ума, а в сочетании с перспективой стать натурщицей у московских «скульпторов», то и способности к сопротивлению!
Итог – «скульпторов» накормили, напоили горячим чаем, после чего камчадалы отвезли их на Паратунку, где через час пребывания (зимой!!!) в открытом бассейне с горячей водой из геотермального источника вспотели в воде, усталость пропала, вернулось настроение, правда вместе с каской из льда на мокрой голове, что очень пугало медсестру профилактория.
Замечательная у нас страна и люди в ней, включая девушек с кексами и «скульпторов»! Нам бы еще «реформаторов» и «реформ» поменьше.