Найти тему
ЧиТатлер

Допустимы ли спойлеры в книжных отзывах?

Оглавление

Я не только часто пишу отзывы и рецензии на прочитанные книги, но и то и дело читаю других блогеров. Это помогает мне сравнить свои впечатления от книги с чьими-то еще. Если они часто совпадают с импрессиями какого-то автора, то я потом присматриваюсь и прислушиваюсь к его рекомендациям, при выборе книг к покупке или к прочтению.

Чаще всего авторы опасаются спойлеров, а те, которые раскрывают важные моменты книги, сюжета или финал, зачастую раскритикованы подписчиками и сторонними комментаторами. Желание написать о спойлерах в книжных отзывах у меня возникло еще тогда, когда я работала над созданием статьи на тему "Как написать хороший отзыв на книгу (5 вспомогательных пунктов из личного опыта)" (см. 4-ый пункт). Поэтому сегодня скажу все, что о них думаю.

Если писать каждый день отзывы и не упоминать в них ничего важного, то никто их не будет читать!
Если писать каждый день отзывы и не упоминать в них ничего важного, то никто их не будет читать!

Допустимы ли спойлеры в книжных отзывах?

И речь не только об отзывах, но и рецензиях, обзорах, комментариях, например. На мой взгляд, однозначного ответа нет. Для некоторых принципиально важно не узнать заранее о чем книга, потому что узнав им якобы (мое "якобы" не случайно, оно подсказывает мое мнение на сей счет) не хочется ее читать. Становится неинтересно, теряется интрига. Другие совершенно спокойно относятся к спойлерам и даже сами признаются, что заранее заглядывают в конец книги, чтобы узнать, а что же там в финале.

Писать отзывы без раскрытия сюжета, часто, много, увлекательно и интересно невозможно!

Как обстоят дела со спойлерами у меня?

Поскольку "спойлер" - это раскрытие принципиально важной информации, а не просто какое-то упоминание сюжетных линий, либо незначительных деталей, то я стараюсь их избегать, по возможности. Я пишу о книге, упоминаю интересные детали, но стараюсь ничего слишком важного, что является изюминкой книги, не рассказывать. Это подразумевает не только то, что я читаю произведение и высказываю свое мнение о нем. При прочтении, проводится определенный анализ произведения, сортировка важных моментов и менее значимых.

Внимание, это важно: критерии значимости информации сильно субъективны, как и решение, что именно можно раскрыть, а что нет.

Например, если я говорю о детективе или триллере, то постараюсь не раскрывать кто убийца. Но как же тогда с моим отзывом на триллер Омера "Внутри убийцы", спросите вы? Ведь в нем я написала о том, кто маньяк. А дело в том, что сам автор называет его в самом начале книги. Имя убийцы в этой книге не является интригой, а значит не так важно умолчать о нем.

Я не считаю спойлерами раскрытие любой, даже важной информации из классики и особенно книг из школьной программы. Если вы даже и умудрились дожить до седых волос не читая Толстого, то не знать, что Анна Каренина бросилась под поезд невозможно. Писать отзыв о романе "Преступление и наказание" умалчивая о том, что Раскольников зарубил топором старуху глупо. Судьба собачки Муму из одноименного произведения тоже ни для кого не является тайной.

Написание отзывов дело только с виду легкое!
Написание отзывов дело только с виду легкое!

Я пишу отзывы на произведения из школьной программы для того, чтобы сравнить свое восприятие конкретного произведения тогда и сейчас, как например с рассказом "Ю-ю". С течением времени, с приобретением определенного опыта, с количеством прочитанных книг восприятие меняется. В детстве оно более поверхностное, через годы мы глубже понимаем переживания героев и события. Это интересно подвергать анализу.

В отзывах на произведения современных авторов или малоизвестных книг я стараюсь обходиться без спойлеров. Стараюсь рассказать о своих впечатлениях, кратко сказать о жанре книги, упомянуть что-то о главных героях, не затрагивающее канву сюжета, но способное привлечь внимание того, кто еще не читал произведение. Использую намеки, недосказанность и завуалированность.

И если мне не достаточно одного отзыва, я ощущаю, что мне есть еще что сказать и говорить еще хочется, то я могу после общего отзыва без спойлеров остановиться подробнее в отдельной статье на волнующих меня событиях, героях или деталях книги.

Например, о романе Жоэля Диккера "Правда о деле Гарри Квеберта" я написала сначала рецензию в общих чертах. Но я чувствовала, что не все, что меня волнует выразила в этой статье и тогда написала еще одну о главных героях и их отношениях, уже со спойлерами, о которых предупредила заранее.

Однако, чем произведение короче, тем сложнее полностью исключить спойлеры. Как можно писать отзывы на рассказы не упоминая сюжета и не обмолвившись хотя бы вскользь о чем этот рассказ?! В таком случае, я не ставлю преград в виде сокрытия сюжета. Стараюсь только раскрывать его не полностью. Оставить какую-то деталь в тайне, чтобы спровоцировать желание прочитать произведение и узнать подробности.

В свою очередь, я не расстраиваюсь если вдруг читаю какой-то отзыв и заранее узнаю что-то важное о книге. Иногда даже такая информация может наоборот вызвать мой еще больший интерес. Например, когда я читала роман "Декоратор", то в момент, когда я увязла в подробнейшем описании вещей из интерьера квартиры меня подстегнуло откровение моей подруги, которая чуть раньше начала читать эту же книгу, и сказала мне о том, что главный герой там совершает ужасные вещи.

А как вы относитесь к спойлерам? Хотели бы видеть их в отзывах литературных блогеров или критиков? Сами их избегаете, когда рассказываете о книге или фильме? Почему?