Этой осенью Санкт-Петербург во второй раз принимает фестиваль Ars Electronica — одно из крупнейших мировых событий в области технологического искусства и сайнс-арта. В рамках Ars Electronica ИТМО представляет культурный проект «Заземление», включающий выставку с участием известных художников из 8 стран — для многих из них она будет первой в России.
Программа «Заземление» включает выставку, которая пройдет сразу на двух площадках: в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева и в пространстве AIR — арт-резиденции ИТМО (обе локации находятся на Васильевском острове, в пешей доступности друг от друга). Среди участников — признанные звезды международной арт-сцены, в том числе французская художница Карин Бонневаль, финно-испанский дуэт исследователя цифровой культуры Юсси Парикка и художника Абелардо Хил-Форниер, знаменитые художники и кинорежиссеры из Ливана Джоана Хаджитомас и Халил Жорейж, немецкая художница Сибилл Ноймайер и другие. Многие зарубежные авторы выставляются в России впервые.
Современность ставит нас перед лицом экологических проблем: изменение климата, сокращение биоразнообразия, интенсификация сельского хозяйства, деградация почв. Достигнув критической точки, отношения между человеком и природой нуждаются в глубоком переосмыслении. Это требует способности помыслить себя частью природы, а природу — сложной системой непрерывного межвидового взаимодействия. Истоки современного экологического мышления прослеживаются в науке о почвах, разработанной В.В. Докучаевым. Он предложил рассматривать почву как ассамбляж, возникающий в результате взаимодействия живого и косного вещества. Рассматривая почву как системный феномен, Докучаев подчеркивал равноценность вклада биотических и абиотических акторов не только в почвообразование, но и в со-творение эволюционной истории. В работах В.И. Вернадского подход Докучаева приобрел планетарные масштабы: учение о биосфере отводит живым организмам, в первую очередь человеку, ведущую роль в преобразовании планеты. Такое положение требует трансформации разума из состояния «разума-для-себя» в «разум-для-Земли».
Заземление — это перефокусировка взгляда, поиск новой связи с тем, что находится под нашими ногами. Заземление — это нейтрализация разрушительного потенциала технологий. Синтез природного и технологического — это не фантазия о будущем, а данность настоящего. Это ответственность за взращивание симбиотехнологических всходов на месте борьбы между созданным человеком и сотворенным природой. Сотканная из симбиотических связей ткань почвы может послужить вдохновением и фундаментом для реализации этой ответственности.
В рубрике «Экскурсия для чтения» кураторы проекта — ؘВиктория Гопка, Ася Каплан и Григорий Киргизов — рассказывают читателям журнала Точка ART о некоторых экспонатах выставки.
Masharu, Нидерланды
Музей Съедобной Земли
Геофагия — это феномен поедания земли или почвоподобных материалов, таких как глина и мел. Эта древняя духовная и целительная практика является неотъемлемой частью культуры в ряде стран Африки, Азии и Южной Америки. Например, в Индонезии, Гане, Нигерии и Суринаме различные образцы глины продаются на рынке как съедобные продукты.
Проект «Музей Съедобной Земли» возник в 2012 году. В настоящий момент он насчитывает порядка 400 видов земли, которые были собраны в исследовательских поездках в Индонезию, Нигерию, Суринам, Кубу, Гватемалу, Зимбабве, Узбекистан и другие страны или заказаны в специализированных интернет-магазинах.
В коллекцию входят образцы из более чем 30 стран, в том числе из США, Мексики, Марокко, Германии, Белоруссии, России и Кыргызстана. В проекте исследуются предпосылки возникновения феномена поедания земли, польза и вред, связанные с этой практикой, а также источники съедобной глины и каналы ее распространения по всему миру. Чтобы лучше понять реальность современной геофагии и создать исследовательскую базу, masharu собирает коллекцию данных о съедобных почвах, доступных на мировом рынке, работает с антропологами и с сообществами людей, практикующими поедание земли (например, выходцами из Суринама, проживающими в Нидерландах).
Анастасия Кизилова, Санкт-Петербург
ПОСТКОМПОСТ, с 2019 года
Инсталляция, перформативная практика
Переломный момент в истории человечества — открытие микробиологии Луи Пастером и, как следствие, победа над инфекционными заболеваниями в середине ХIХ века. Это событие в один миг превратило многие научные теории в набор суеверий. Так, например, наука о гигиене подверглась сомнению — многие меры оказались бессмысленными. Современные представления о гигиене все ещё противоречивы. Пластик, предназначенный для защиты от бактерий, тем не менее является серьезной угрозой окружающей среде. Сортировка вторсырья все еще остается маргинализированной практикой, а процессы разложения, связанные с производством компоста в условиях городской среды вызывают отвращение.
Проект ПОСТКОМПОСТ критически переосмысляет процесс производства земли, объединяя перформативную практику с чтением философских текстов. Проект находит баланс между строгим научным подходом и непредсказуемыми художественными экспериментами.
Карин Бонневаль, Франция
Слушая почву, с 2016 года
Керамика, аудиоспикеры, записи почв контактным микрофон
Почва — это не просто инертная материя. Это целый мир, пребывающий в постоянном движении. Мир, богатый жизнью и процессами обмена. До тех пор, пока мы возвышаемся нам над ним, его комплексная целостность ускользает от нашего восприятия. Здоровая почва шумит — слушайте почву.
Проект «Слушая почву» — это серия звуковых керамических скульптур, в которых воспроизводятся записи макро- и мезофауны почв, собранные в разных локациях. Работа Карин Бонневаль предлагает новые способы пребывания в мире, который мы, люди, разделяем с не-человеческими видами. В пространстве инсталляции органические формы сосуществуют с вымышленными. Гибридизированные формы искусства и науки обманчиво отвлекают зрителя от роли технологий, вместо этого предлагая обратиться к эстетическому высказыванию, берущему свое начало в народных традициях ручного труда.
Олеся Ильенок, Екатеринбург
SCAPE, 2021 год
Керамика, электроника
Звуковая скульптура SCAPE была создана на основе почвы Владивостока, которая была собрана в районе острова Русский.
Почва Приморского края уникальна своим многообразием и сложностью состава: тяжелая, плотная, с большим содержанием глины. Земля здесь часто разрушается тайфунами, заставляющими глину растекаться по городским дорогам; омывается Японским морем, повышающими содержание морских обитателей в прибрежной зоне; рассыпается ветрами, разгоняющим красноватую пыль по округе.
Объект воспроизводит звуковой пейзаж Владивостока, в центре которого оказываются не классические полевые записи, сделанные человеком, а сама природа местности: почва, море, ветер. Скульптура состоит из промытой и подготовленной глины и объектов, найденных в приморской почве. Звуковой пейзаж создается за счет самого материала и имитации ветра, меняющего свою скорость.
Лилия Акивенсон, Евгений Савенко, Санкт-Петербург
Гул Земли, 2021 год
Звуко-пространственная инсталляция. Геотекс, звукодизайн, антропофиксация в тексте
Гул Земли (или the Hum) — звук, пребывающий на границе реального и воображаемого. Его невозможно поймать, задокументировав раз и навсегда. Гул Земли обрастает множеством интерпретаций: в ход идёт конспирология, религиозные мифы о конце света, страшные истории о мести потревоженных индейских кладбищ.
Гул Земли слышат в разных точках планеты: днем и ночью, в мегаполисах и опустевших деревнях. Его регистрируют люди вне зависимости от пола и возраста. Даже домашние животные подвержены влиянию странных шумов. В отдельных случаях встречаются свидетельства негативного влияния гула на жизнеспособность домашних растений и рассады.
Сюжет о «стонущей Земле» существует по канонам древних анимистических представлений: Земля здесь мыслится как одушевленный и разумный организм, предупреждающий людей о скором Апокалипсисе (здесь уместно будет вспомнить свидетельства «страшного гула», раздававшегося в районе Шереметьево в ночь на Пасху в 2020 году).
Художники собрали свидетельства людей, слышащих Гул Земли на территории России — в разных её частях. «Что-то гудит» рядом с московским Кремлём и в небольших деревнях, гул пытаются сравнить с чем-то уже знакомым или списывают на происки иномирного.
Гул всякий раз остаётся по ту сторону контроля, изучения, а зачастую и фиксации. Каждая встреча со звуком, освобожденным от очевидной причины — это приглашение к пересборке привычно слышимого.
Звук вынуждает человека адаптироваться к новой звуковой реальности: усвоенные причинно-следственные связи между шумом и его источником больше не работают. И в освободившихся пустотах слышится голос самой Земли.
Юлия Вергазова, Николай Ульянов (Германия)
Sole Soil, 2021 год
Машинное обучение, видео, 3d печать
Согласно гипотезе Геи, выдвинутой британским климатологом Джеймсом Лавлоком и американской микробиологиней Линн Маргулис, Земля представляет собой единый саморегулирующийся суперорганизм. Почва — верхний плодородный слой поверхности этого суперорганизма. Он населен коллаборирующими сообществами бактерий, грибов и растений, от которых зависит существование всех прочих форм жизни на планете. Вступая в режим диалога с этой чувствительной кожей Земли, проект подготавливает условия для радикальной трансформации наших отношений с поверхностями — от экстрактивных и эксплуатирующих к бережным и заботящимся.
Дизайн интерфейсов — это проектирование отношений. Основным интерфейсом коммуникации между человеком и почвой (Sole-Soil) являются следы и вмятины, оставляемые подошвами нашей обуви. Эти тактильные взаимодействия могли бы стать более осознанными и оздоравливать почвенные слои. Для этого мы предлагаем подбор оптимальной конфигурации формы подошвы, учитывающей индивидуальные потребности и проблемы разных типов почв. К таким проблемам относятся эрозия, выветривание, опустынивание — симптомы эпохи антропоцена, поражающие тело Земли. Геологическим включением новой эпохи становятся следы от кроссовок — вида обуви, фетишизируемого товарным капитализмом. В проекте символический знак времени переориентируется на выполнение восстановительной роли для окружающей среды, забота о которой стала необходимым условием нашего выживания.
Егор Астапченко, Артур Зобнин, Воронеж
Меловые выходы под землю, 2021 года
Оргстекло, печать, акриловая живопись, видео, звук
Работа представляет поэтическое исследование скрытого от глаз подземного быта хуторян Дивногорья, местности в Воронежской области, где часто останавливается автор. Основой ее создания стал образ «выхода» — так на юге Воронежской области называют погреб со ступеньками, чаще всего изготавливаемый из меловых блоков.
Обращаясь к «выходу» как к состоянию перехода, художник размышляет о том, что может таить в себе «выход». Возможно, спускаясь по ступеням под меловые своды, хуторянин видел мерцающий горизонт бескрайнего пространства, открывающийся взору лишь под землей. Или же выходы соединялись в подземную сеть, объединявшую всех хуторян и позволявшую в случае необходимости выйти в безопасное пространство, свободное от невзгод окружающего мира…
В видео, представленном в проекте, автор реконструирует мифическую картину подземного быта хуторянина, приоткрывая нашему взору иллюзорный мерцающий горизонт мелового выхода. Музыка петербургского композитора Артура Зобнина сопровождает погружение под землю. Таинственное звучание каждого выхода сливается в единую композицию, объединяя нас в поисках нового измерения существования.
#выставки #итмо #земля #фестиваль #искусство
Выставка работает до 18 октября с 12:00 до 20:00. Выходной: понедельник, вторник
Площадки: Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева, Биржевой проезд, 6
Пространстве AIR Университета ИТМО