Найти тему
Партнеркин

О производстве 7 см древесных гранул или, как я научил деревенских мужиков работать

Оглавление

Сегодня я - успешный предприниматель, работающий в строительной сфере. 7 лет назад, когда моя карьера только начиналась, я жил в небольшом областном городе. Тогда же мне пришла мысль заняться производством топливных гранул.

О топливных гранулах

Чтобы вам легче было понять, что это такое, просто вспомните обычный древесный наполнитель для кошачьего лотка. По своей сути «гранулы» - это спрессованные палочки из опилок, в среднем 4 см длиной и 7 мм диаметром. Если делать их качественно, то они не будут плавать в воде, а сразу утонут.

Проект с гранулами заинтересовал меня и троих моих товарищей не с точки зрения комфорта пушистых, а с точки зрения альтернативного топлива.

Когда такая гранула сгорает, она выделяет большой объём тепла. Её калорийность превышает любые дрова. Это очень похоже на чистый уголь и лишь ненамного хуже мазута. При этом продукт безопасен и в плане хранения, и в перевозке, и в использовании. Он не даёт неприятного запаха, зольности, не коксуется в колосниках.

Нас привлекло то, что у продукта низкая себестоимость. Он экологичен, широко распространён за рубежом, например, в Германии или скандинавских странах и делается из древесных отходов.

На российском экспорте цена за тонну такого продукта выходит от 95 до 120 евро. Обычно производитель сдаёт гранулу владельцу склада, который формирует судовые партии и увозит товар в Европу. Судна могут комплектоваться по-разному: от 2 000 до 5 000 тонн.

Европейцы жгут русскую гранулу на тепловых электростанциях. Однако, не надо думать, что и на нашей родине такого нет. Сбыть гранулу не так сложно. Её охотно берут, как частники, так и электростанции. Вся «соль» в том, чтобы обеспечить такой объём производства, который будет рентабелен.

О производстве

Производство имеет свои нюансы. Первым делом сырьё для гранул очищается сепараторами. Мы убираем всё, что не является опилками: сучки, камешки и пластик.

Затем происходит сушка. Влажность сырья должна остаться около 7 %. Не с первой попытки, но мы пришли к выводу, что лучше всего использовать барабанную сушилку и теплогенератор на 3 мВТ.

Потом сырьё через систему циклонов пневмоперегрузкой попадает в дробилку. Раздробленный материал идёт в питатель гранулятора. Там опилки прессуются.

-2

Матрица для сухих опилок напоминает автомобильную покрышку. Она вращается. Два прижимных ролика придавливают сырьё к матрице. Возникает давление, и горячие гранулы появляются, как фарш из мясорубки. Затем они поступают в охладитель и фасуются по огромным пакетам «биг-бэгам».

О нашем предприятии

Идея появилась, когда я построил баню на своём участке. Всё поле рядом с баней было усыпано опилками, и я решил, что пропадает много дельного материала.

Друзья, как раз, сидя со мной в этой бане, идею поддержали. Потом мы собрались уже всерьёз и прикинули, что и как будем делать. План вышел больше, чем на 1 000 000 $, но мы не испугались, один из нас обладал солидным капиталом.

Первое, что экспериментально удалось понять. Бизнес будет рентабелен, если хотя бы 35% вашего сырья достаётся вам бесплатно. Фишка в том, что подходят только хвойные сорта деревьев, и когда вы направите очередной КАМАЗ к местной пилораме, её хозяин уже не отдаст вам опилки просто так. Есть спрос, значит бесполезные древесные отходы сразу превращаются в товар.

А при мощности в 2 тонны в час за сутки вам придётся привезти 72 самосвала. Есть вокруг столько альтруистов, готовых распахнуть перед вами двери?

-3

Второй момент – это персонал. Наше производство открылось в крупной деревне, и выяснилось, что там все пьют. А, точнее, «бухают» по-чёрному. Если выдали зарплату перед выходными, то в понедельник все придут на работу только к вечеру, и то хорошо.

Мы меняли бригады, ругались, увольняли, набирали новых – всё без толку. У нас поработала вся деревня, но «зелёного змия» было не искоренить.

Способ, однако, нашёлся. Пусть и не совсем законный. Мы перестали ругаться из-за прогулов. Зато перед выплатой зарплаты мы собирали людей сразу семьями, буквально обзванивая каждого.

А в момент выплаты дни «прогульщиков» оплачивали в равных долях тем, кто был на смене. Эффект был поразительный!

Видеть, как сосед со всей семьёй получает твои «кровные», было нестерпимо обидно. Большая часть наших сотрудников напрочь забыла об алкоголе до выходных. Все хотели исправно зарабатывать.

Но не все хотели работать. Ведь за «работу» и так заплатят. Пришёл – и ладно. Тут нашлось ещё одно верное средство. Волшебные слова: «халтура» и «аврал».

Я приходил и говорил: «Мужики, подвернулась очередная «халтура». Сделать нужно столько-то, к такому-то дню, платят вот столько». Довольно часто приходилось немного поторговаться. Зато потом происходило волшебство.

-4

Ленивые деревенские алкаши превращались в специалистов получше немецких! Возникал неподдельный энтузиазм, проявлялась смекалка. Кто-то пригонял личную технику в помощь. В общем, деревня – она для своих. «Чужаку» здесь не выжить.

Бизнес мы потом всё же закрыли. На бумаге всё как всегда оказалось лучше, чем на деле.

Нас достали представители местной администрации и спецслужб. Пришлось много помогать в рамках социальной ответственности бизнеса, причём безвозмездно. Когда мы обращались к ним, нам отказывали.

Достали местные бизнесмены с понятиями из 90-ых и неуёмным стремлением тебя обмануть. Достали постоянные поломки из-за недобросовестного установщика оборудования. И много чего ещё.

Так что, бизнес может и прибыльный, но от вложений в 2 миллиона «зелёных» и непрерывном производстве хотя бы в неделю за целый месяц. Вот такие дела.

Наш Телеграм канал