В данной былине два действующих героя: богатыри Вольга Всеславьевич и Микула Селянинович. Микула – пахарь и крестьянин, он – олицетворение непобедимой крестьянской силы. Микула Селянинович обладает двумя магическими предметами: сохой и сумой. В сумке Микулы находится «тяга земная», которую может поднять только он – богатырь-крестьянин. В былине «Святогор и тяга земная» показано, что даже могучий богатырь-великан не смог поднять сумку Микулы Селяниновича.
В былине «Вольга и Микула» фигурирует соха, которую не могла выдернуть из земли целая дружина. Напомню, что соха - это пахотное орудие с широкой рабочей частью из дерева, в которые запрягали лошадь. В анализируемой былине приводится портрет Микулы:
«А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя».
В данном описании приводится типичное для былин сравнение человеческих черт с животными.
Перейдём к характеристике Вольги Всеславьевича. Этот богатырь известен своими мифологическими чертами. Герой рождён от змея и княжны Марфы Всеславьевны. Вольга может перевоплощаться в различных животных: в волка, сокола, тура. Мы встречаем Вольгу в былинах о его рождении, походе на Индийское царство, а также в анализируемой былине о встрече Вольги и Микулы.
Оба героя относятся к Старшим Богатырям (то есть наиболее древним), оба сильны в своём деле.
Композиция и сюжет
Былина начинается с зачина, где рассказывается о рождении Вольги:
«Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович».
Тут же мы видим сравнение Вольги с животными: с «щукой-рыбою», «птицей-соколом», «серым волком».
В завязке действия мы узнаём, что Вольга с дружиной поехал «к городам да за получкою». Имеются в виду следующие события: когда князь Святослав узнал о победе Вольги над Индейским царём, князь «жаловал» Вольгу городами – Гурчевцом, Ореховцом и Крестьяновцом. К этим городам и ехал Вольга с целью собрать дань.
В поле Вольга видит «оратая» (Микулу) и хочет его догнать. В эпизоде «погони» за Микулой используется приём гиперболизации:
«Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати».
Тут же используется классический приём былин – утроение эпизодов. Только на третий день Вольге удаётся догнать оратая.
Развитие действия начинается встречей богатырей. Вольга рассказывает Микуле о том, куда и зачем он едет. Пахарь в ответ рассказывает, как был в одном из городов и встретил там разбойников, с которыми богатырь успешно справился. Микула рассказывает:
«Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит».
Здесь применяется такая стилистическая фигура, как анафора. Данный приём не раз встречается в былине «Вольга и Микула».
После этого, Вольга предлагает Микуле поехать с ним. Пахарь соглашается. В дороге он говорит, что оставил свою сошку в борозде, и что надо выдернуть её из земли и бросить за ракитов куст.
В кульминации действия используется приём утроения эпизодов. Вольга сначала посылает пять дружинников, затем десять, и наконец – всю дружину. Никто из них не может выдернуть соху Микулы Селяниновича.
Наконец, развязка действия наступает, когда Микула демонстрирует свою силу:
«Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст».
Микула одной рукой делает то, что не могла осилить целая дружина (в дружине Вольги было около тридцати человек).
Отличается выносливостью кобыла Микулы. Крестьянская лошадь сильнее обычной, потому что она приучена к работе в поле, знает, что такое труд.
Вольга хвалит лошадь и оценивает её в пятьсот рублей, если бы она была конём. Микула же говорит, что в таком случае его кобыла была бы бесценна.
Интересно, что только в конце былины Вольга узнаёт имя пахаря. Он спрашивает:
«Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?»
Представление Микулы характеризует его, как носителя русского национального характера. Сам он не говорит своё имя, но называет его устами мужиков:
«Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…»
Тема
В данном произведении можно выделить тему мощи русского народа, черты которого воплощены в образе Микулы Селяниновича. Дружина Вольги не может выдернуть из земли сошку Микулы, потому что никто из дружинников не приучен к крестьянскому труду. Микула же знает об этом не понаслышке, поэтому легко справляется даже с такой тяжелой работой. Снова обратимся к былине «Святогор и тяга земная» и вспомним, что Микула также носит в своей сумке земную тягу. Это говорит о том, что такая ноша подвластна только крестьянину. Соответствуя хозяину, крестьянская лошадь также отличается выносливостью и силой.
Микула Селянинович вызывает уважение у Вольги, проявляя такие качества, как работоспособность, справедливость, выносливость. Уважает этого героя и автор, что видно из названия былины (Микула назван по имени и отчеству).
Таким образом, можно сделать вывод, что былина «Вольга и Микула Селянинович» описывает превосходство богатыря-крестьянина над богатырём-волшебником.