Найти тему
Лекторий СПВ

В суровые дни блокады Ленинграда мать сумела устроить детям праздник. Вот как она это сделала

Воспоминания жителя блокадного Ленинграда Валентина Звонарева:

Первая блокадная зима. Мама работает санитаркой в одном из ленинградских госпиталей и ежедневно ведет борьбу за наше с сестрой выживание. Нам положены продукты по детским карточкам, маме - по рабочей, но их очень мало.

Но вот зима закончилась. Пришел апрель 1942 года, а с ним пасхальный праздник, который мама никогда не оставляла без внимания. В мирное время она обязательно порадовала бы нас куличом, крашеными яйцами и еще какой-нибудь вкусной снедью, благо была она большая кулинарка.

Но чем можно встретить праздник в осажденном голодном городе, где даже о горстке обычной муки приходилось лишь мечтать?
Кадр из фильма Николая Лебедева «Зимнее утро».
Кадр из фильма Николая Лебедева «Зимнее утро».

Но кто хорошо ищет, тот находит. Тщательное обследование нашего старого буфета закончилось неожиданной удачей: мама обнаружила несколько довоенных пакетов сухой горчицы. Вымачиванием, сушкой, просеиванием и прочими стараниями мамы горчица была превращена в эрзац-муку, из которой она решила напечь блинов, чтобы ими встретить Светлое воскресенье.

Не знаю, что еще содержало это тесто, но блины получились вкусные. Мы с сестрой на пробу прямо из-под рук мамы схватили по горячему блину с двух сковородок.

И в это время раздалась сирена воздушной тревоги.

Мы услышали звуки взрывов, грохот зениток, вой снарядов. Налетов давно не было, а вот 4 апреля, в субботу накануне Пасхи, фашисты вновь начали бомбить город. По законам военного времени, надо было немедленно погасить плиту и укрыться в ближайшем убежище.

Посмотрев в наши умоляющие глаза, мама поняла, что оба требования выполнить невозможно.

Тем временем обстановка несколько прояснилась. По звуку взрывов и свисту снарядов мы поняли, что смерть пока проходит мимо. К тому же в стрельбах соблюдается определенный порядок. Он позволял предугадывать, когда наступит пауза.

Оценив все обстоятельства, мама решила продолжить печь блины. Она выпроводила нас с сестрой в коридор, который можно было счесть убежищем, поскольку он не имел окон, а от комнаты, где топилась плита, его отделяла толстая капитальная стена.

Когда хозяйничали снаряды и ухали взрывы, мама находилась рядом с нами. Наступала пауза - и она мчалась к плите. Там наливала тесто на две сковородки и бегом, почти всегда под вой снарядов, возвращалась к нам в коридор. Новая пауза, и она вновь у плиты... Все это повторялось не раз.

Когда мама убегала, от страха мы еле сдерживали слезы. Когда возвращалась, да еще с блинами, нашей радости не было предела.

Мы с сестрой до сих пор вспоминаем тот удивительный предпасхальный вечер. Мама сумела устроить нам праздник в самые суровые и горькие моменты нашего детства.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.