Найти тему
Bamper.by

Какие неправильные действия уничтожают катализатор.

И что можно сделать самостоятельно, чтобы он не вышел из строя.

Не все автолюбители знают, что такое катализатор и для чего он нужен автомобилю. Тем более не все понимают, что нужно делать самостоятельно, чтобы не уничтожить этот агрегат.

Каталитический нейтрализатор сегодня есть почти во всех моделях автомобилей. Его предназначение – предотвращать выброс вредных веществ в атмосферу, а достигается это за счет уничтожения несгоревших частиц топлива. Говоря понятным языком цифр, это и есть тот самый Евро-4 и Евро-5 – международный стандарт качества топлива и количества вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу.

С 2005 года в странах ЕС все автомобили по умолчанию выпускаются по стандарту Евро-5. В Беларуси это пока еще не «обязаловка», но весь мир активно идет именно в сторону ужесточения требований по экологии. Рано или поздно это коснется и автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране.

Нежные «соты» катализатора

Каталитический нейтрализатор – это элемент выхлопной системы. Его задача – нейтрализовать продукты сгорания бензина: окиси азота, канцерогенные углеводороды и сажу. В идеале благодаря правильной работе катализатора несгоревшие вещества принудительно дожигаются до практически бесследного состояния.

В разрезе катализатор автомобиля похож на пчелиные соты. Специальная керамика, из которой они изготовлены (тонкий слой редкоземельных и благородных металлов), может спокойно выдержать 850°С (химические процесс начинается уже с температуры 250-300°С). Но из-за принципа работы, а это постоянно происходящие маленькие взрывы, которые и уничтожают несгоревшие частицы, ячейки рано или поздно приходят в негодность. Поскольку катализатор – вещь монолитная, заменить ячейки не получится – только целиком все устройство. А стоит оно немало, вот почему так важно вовремя следить за его работой.

-2

Если у вас дизель, то вместе с катализатором работает еще и сажевый фильтр. Сейчас можно встретить катализаторы разных модификаций – химические, металлические (самые дорогие, которые, как правило, служат дольше остальных), керамические (самые распространенные, но довольно хрупкие, особенно если условия эксплуатации – сплошь дороги по пересеченной местности) и магнитострикционные. Различий в плане качества работы особых нет – все они плюс-минус четко работают в рамках европейских норм очистки выхлопных газов.

Первые признаки грядущих проблем

Доживающий последние дни катализатор укажет на это дребезжащим звуком, а автомобиль подскажет потерей динамики при разгоне. Особенно ощутимы провалы на низких оборотах. Если стали чаще заправляться, это тоже сигнал. Не реагировать на эти признаки – значит сильно рисковать.

Если мы говорим о неработающем катализаторе, то нужно понимать, к чему это приводит: есть риск, что керамические «соты» спекутся в гранулы или разобьются в пыль, всё это попадёт в цилиндры – и пиши пропало. Бывали случаи, когда катализатор разваливался в процесс эксплуатации и его просто выдувало в выхлопную трубу (речь об автомобилях Solaris и Rio, катализаторы которых ходят менее 100 тыс. км).

Испортить катализатор может и банальный перепад температур, когда после долгого путешествия по трассе вы решаете помыть машину. Бывали случаи, когда керамика просто трескалась, причем речь о новой машине с небольшим пробегом. Если катализатор всё, двигатель может не запуститься вовсе. Но даже все эти признаки не дают 100-процентной гарантии выхода из строя именно катализатора, убедиться в этом можно, только пройдя тест на количество вредных выбросов в выхлопе.

Продлеваем жизнь катализатору

Чтобы катализатор работал дольше, нужно учитывать несколько факторов.

Первый и самый важный – качество топлива. Чем выше – тем лучше. Недопустимо использовать этилированный бензин.

-3

Второй момент – как можно меньше ездите с минимальным уровнем топлива в баке. Не доводите до нуля, заправляйтесь раньше. Если вы будете делать это чаще, катализатор вам только спасибо скажет. Не забывайте, что ездить на последнем издыхании – это еще и «убивать» топливный фильтр. Оно вам надо?

И обязательно своевременно меняйте свечи зажигания. В дизельных машинах при постоянной езде в пробках сильно снижается ресурс сажевого фильтра.

Катализаторы покупай и продавай на BAMPER.BY