Это самый большой военный не авианесущий корабль. Построено их было всего 4 шт. У всех кораблей проекта 1144 разная судьба, у одних печальная у других не очень. Об этих атомных исполинах, не имеющим аналогов в мире и будет эта статья.
ТТХ корабля:
- Водоизмещение (стандартное) - 23 750т.
- Водоизмещение (полное) - 25 860 т.
- Длина (наибольшая)- 250,1 м.
- Ширина - 28,5 м (наибльшая)
- Скорость хода - 18 узлов (крейсерская)/32 (полная)
- Скорость на котлах - 17 узлов (полная).
- Экипаж - 744 чел.
- Высота - 59,0 м.
- Осадка - 10,3 м.
Корабль атомный, энергетическая установка состоит из 2-х ядерных реакторов типа КН-3 по 150 МВт каждый. Корабль имеет 2 гребных винта которые крутят 2 турбины мощностью по 70 000 л.с. каждая. В качестве резервного источника энергии на корабле 2 паровых котла.
Электроэнергию вырабатывают 4 паротурбогенератора мощностью по 3 МВт, 4 газотурбогенератора по 1,5 МВт. 4 электростанции по 18 МВт,
Вооружение корабля очень серьезное, на корабль попытались поставить почти все виды вооружений какие только существуют:
- Артиллерия - 2 × 100 мм АУ АК-100 или
1 × 2 × 130 мм АУ АК-130 - Зенитная артиллерия - 8 × ЗУ АК-630, или
6 × ЗРАК "Кортик. - Ракетное вооружение - 20 ПУ ПКР П-700 Гранит
2 × 2 «Оса-М» (40 ракет) или 8 × 8 «Кинжал» (64 ракеты)
1 × С-300Ф (48 ракет),
1 × С-300ФМ (46 ракет) - Противолодочное вооружение - ПЛУР «Метель» или
ПЛУР «Водопад», РБУ-6000 «Смерч-2» или
РБУ-12000 «Удав» - Минно-торпедное вооружение10 × 533 мм ТА
- Авиационная группа - 3 вертолёта Ка-27ПЛ, Ка-29, Ка-31
Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-16 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронных ловушек, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором. Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».
Для поиска ПЛ есть гидроакустический комплекс с гидролокатором в носовом бульбе. На корме есть специальная буксируемая гидроакустическая антенна.
Теперь о каждом корабле по отдельности, у каждого сложилась своя судьба:
ТАРКР "Киров"
Головной корабль, был передан флоту в 1980г. Крейсер нес службу на Северном флоте, ходил в походы до начала 90х. В 1991г корабль выведен в резерв 2-й категории. Потом рухнул СССР и корабль так и остался у стенки. Резерв для корабля в 90-е годы это в лучшем случае донор ЗИП в худшем его просто растаскивали на металлолом. Все знают какое мизерное денежное довольствие было в 90-х годах у военных моряков, которое еще и не платили по пол года и больше.
После того как власть в Росси поменялась и началось восстановление, крейсер поставили на ремонт и модернизацию, но по факту ничего не делали, в 2002г корабль вывели из состава флота. Потом как вроде бы хотели модернизировать, но после подсчета цены и сроков, решено было полностью утилизировать корабль.
Решение о разделке на гвозди такого гиганта это грустная новость, но если посмотреть на вещи то утилизация полностью оправданное решение. Корабль не серийный, и почти все системы опытные и экспериментальные, поэтому их списали бы в полном объеме. Корпус за годы стоянки начал врастать в грунт, это деформации, да и сроки эксплуатации корпуса уже на пределе. Поэтому модернизация была бы дороже и сложнее постройки нескольких новых кораблей.
ТАРКР "Адмирал Лазарев"
Второй корабль проекта и первый серийный. Этот гигант служил на Тихоокеанском флоте. Корабль вошел в состав флота в 1984г. Но в 90х годах, прешедшие к власти предатели и воры поставили корабль на прикол. Он был выведен в резерв и законсервирован. Но в то время корабли становились донорами запчастей для других кораблей, и просто растаскивались на металлолом. Лазарев был донором комплектующих для достроившегося Петра Великого. Да и корабль прост растащили на металл в лихие времена. К началу 2000х-корабль представлял собой только корпус. Остальное либо отсутствовала, либо пришло в негодность. Корпус у него из очень хорошей стали марки АК-25. Он даже не заржавел, внутренние корпусные конструкции сделанные других материалов и либо сгнили, либо отсутствуют.
Корабль долго стоял с неопределенной судьбой. Его хотели модернизировать. Но это очень дорого и нецелессобразно по нескольким причинам:
- Отсутствие возможности модернизации на ДВ. Его необходимо транспортировать на Севмаш, это очень сложно и дорого. Корабль не имеет хода. А специальный корабль док его просто не поднимет, он больше самого здорового корабля-дока. Транспортировка по сев мор пути это в 99% получим радиоактивный объект в арктике который там останется навсегда. А тащить через Индийский океан это еще сложнее, и очень сильно удорожает проект.
- От корабля остался только корпус. Нет турбин, нет вооружения, оно не вышло из строя его просто нет. Корпус практически пустой. Стоимость модернизации Нахимова уже очень превысила план. А Лазарев бы пришлось строить заново. В старом корпусе. А это в 10 раз сложнее чем строить новый.
В 2021г корабль поставлен на 30 СРЗ в Дунае и там его утилизируют.
ТАРКР "Адмирал Нахимов"
Это третий корабль проекта и второй серийный. У этого корабля не такая тяжелая судьба как у двух его старших братьев. Корабль передан флоту в 1988г. А в 1997г. встал на ремонт и модернизацию на заводе Севмаш. Это и спасло корабль от разграбления, так-как в резерв его никто не выводил. Корабль стоял в ожидании ремонта, какие-то работы делались по мелочам. Но реальные модернизационные работы начаты только в 2013г. Корабль в данный момент спущен на воду. Ведется достройка корабля на плаву. Ввод корабля в строй планируют на 2023г.
В ходе модернизации корабль будет полностью переоснащен перевооружен. Корабль получит в ходе модернизации новейшие системы вооружения. Я не буду расписывать подробно чтобы не затягивать статью. Лучше потом написать отдельно. На картинке примерно показан состав вооружения который получит корабль в ходе модернизации.
Американцы в своих сми называют его самым опасным кораблем в мире. Судя по количеству ракет это наверно так и есть.
ТАРКР "Петр Великий"
Четвертый корабль проекта. Он был спущен на воду в 1989г. Развал союза встретил в недостроенном состоянии. Но на мой взгляд чудом был достроен и в 1998г на корабле подняли флаг. Это единственный корабль оставшийся в строю из всех. Он принимал участие во многих походах, ходил в кругосветку. Учавствовал в параде в честь дня ВМФ в Санкт Петербурге, совместно с другим подводным атомным гигантом.
После Модернизации нахимова этот корабль тоже будет модернизирован и перевооружен новейшими ракетными комплексами.
Заключение.
Корабли эти создавались в СССР с одной целью. Борьба с АУГ противника, причем делать он мог это в одиночку. Это не удивительно. На борту огромное количество ракет ПВО и другого вооружения. Может уничтожить авианосец он бы, и не смог, но ущерб нанес бы существенный. Поэтому эти корабли были как кость в горле наших вероятных "друзей" и вывод кораблей из состава флота, в том числе и их заслуга.
2 корабля не пережили тяжелое время, да и Петр великий был чудом достроен. Видимо не все в стране было продано. Но скоро нахимов вернется в строй и сможет стать носителем гиперзвуковых ракет, потом ими вооружат и Петра. Благодаря этому они будут служить еще много лет.
Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.